Виды депрессий и происхождение депрессии

Страница 2

Другим часто встречающимся симптомом, причиняющем серьезное беспокойство пациенту, является нарушение ясности или эффективности мышления, иногда настолько выраженное, что может быть принято за органическое слабоумие.

Депрессия сопровождается также повышенным вниманием к собственному внутреннему миру и снижением интереса к внешней активности. Часто человек убежден, что какой-то аспект его личности никчемен, дефектен, нездоров (ипохондрия). Часто, на передний план выступает ипохондрическая тревога, которая иногда является первичной. При ажитированной депрессии эта озабоченность собой включает страх обнищания и самокритичные мысли, которые могут перерасти в суицидальные идеи.

С психоаналитической точки зрения, частым, если не универсальным, признаком депрессии является нарушение регуляции самооценки. Основой для развития такой уязвимости является отсутствие принятия и эмоционального понимания со стороны матери. У ребенка не формируются внутренние психологические структуры, способные регулировать самооценку; ему необходимо ее постоянное подтверждение извне. Депрессия развивается у лиц с неустойчивой самооценкой, теряющих внешнюю опору, необходимую для поддержания стабильного образа себя.

Нарушения регуляции самооценки и последующая депрессия могут быть вызваны утратой объекта (значимого человека) — его смертью, отвержением или разочарованием в нем.

Среди других причин отмечается крушение иллюзий и идеалов, невозможность жить сообразно Я-идеалам, чувство беспомощности и бессилия перед непреодолимыми трудностями.

В норме печаль, вызванная утратой объекта, как правило, не сопровождается снижением самооценки или самообвинениями. Невротическая меланхолия (патологическая депрессия) на утрату объекта возникает тогда, когда он имеет нарциссическую ценность для человека(то есть обладает чертами, совпадающими с каким-либо аспектом уязвимого Я индивида).

Утрата такого объекта равносильна утрате части образа себя; при депрессии индивид может идентифицироваться с утраченным объектом, пытаясь вернуть утраченное. В этом случае самокритика является производной от критики, изначально направленной на эмоционально значимого человека, либо утраченного, либо связанного с утратой. Таким образом, самокритика представляет собой выражение гнева, изначально являвшегося частью противоречивого (любовь-ненависть) отношения к объекту, в то время еще не утраченному. Чувство вины накладывается на печаль. Из-за смешения представлений себя и объекта агрессия, изначально направленная на объект, обращается против самого индивида. В такой ситуации депрессия является результатом внутреннего конфликта.

В ряде случаев, однако, чувство вины отсутствует. Речь идет о депрессии как реакции человека на конфликт между обладающими высоким зарядом притязаниями Я (Я-идеалами) и осознанием Я собственной неспособности их осуществить (чувство никчемности). Нарушение регуляции самооценки, фрустрация и агрессия являются неизбежным следствием чувства беспомощности и бессилия.

В диагностическом смысле термин «депрессия» обозначает психическое заболевание, основным критерием которого являются эмоциональные нарушения. При этом следует иметь в виду, что депрессия присутствует в широком спектре психических заболеваний с различным происхождением. В связи с этим остается справедливой позиция Фрейда, предполагавшего существование взаимодополняющих рядов причинных факторов, включая конституциональные и наследственные. Поэтому понимание депрессии возможно лишь на основе дополняющих друг друга нейрофизиологических и психологических исследований, проводимых после тщательной клинической диагностики. Несмотря на определенное внешнее сходство, депрессии при невротической, пограничной, циклотимической и шизофренической психической патологии существенно различаются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания ...

Источники и факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности
Многие исследователи считают, что в основе формирования половой идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций обще ...

Связь с психическими расстройствами
Несмотря на интенсивность травматических событий, их экстремальную негативность и мощные затраты, требующиеся на адаптацию, реакции на них очень разные; у большинства людей эти события проходят через какое-то время (обычно через четыре-ше ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru