Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности
В критическом диалоге возможно проявление таких форм реагирования, как сопротивление, решительный отпор, эмоциональный взрыв и т. д. с критикуемой стороны. По своим психологическим качествам критический диалог представляет метод психологической демаскировки негативных качеств личности. Такая демаскировка чаще всего ведет к эмоционально-психологической мобилизации критикуемого. И он не всегда использует методы, соответствующие нравственно-этическому кодексу общения. К этому надо быть готовым, надо учитывать как возможные линии развития ситуации критического диалога, так и психологические характеристики критикуемого.
Критический диалог —это «драма с открытым финалом». Финал чаще всего точно предсказать трудно. Но используя четкую систему аргументации, ее безупречность, найдя верный тон взаимодействия с критикуемым, можно сделать критический диалог нормальной формой человеческого общения
3. Дискуссия как форма диалога
предполагает управленческое общение людьми на основе доводов и аргументов с целью найти истину путем всестороннего сопоставления различных мнений. Сущность действий в дискуссии состоит в защите или опровержении тезиса. При выдвижении тезиса участники дискуссионного диалога исходят из трех технологических условий, тезис должен быть четко сформулирован и ясен оппоненту, тезис должен оставаться неизменным в ходе всего диалога, тезис не должен содержать в себе логических противоречий.
Процедура нейтрализации включает 4 операции:
1. Локализацию,
то есть ограничение области в ответах. Здесь необходимо установить: вид замечания, его истоки, на что указывают, имеет ли отношение к выступлению — исходная информация.
2. Анализ,
то есть выяснение основания (ошибки или неточности в аргументации), уточнение мысли и цели в возражениях оппонента и ценности замечания или вопроса — для выбора тактики защиты.
3. Выбор тактики ответа.
4.
Ответ.
Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности.
Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности определяется в психологической литературе по-разному. Есть взгляд, рассматривающий беседу в качестве метода получения информации на основе словесной коммуникации.
Немецкий специалист по психологии управления Отто Эрнст отмечает, что беседа в области управленческой деятельности представляет собой целенаправленный, намеренный вид делового общения, которое:
— направлено на достижение определенных целей, служит решению управленческих целей;
— связано с необходимостью сделать те или иные выводы на основании анализа мнений и высказываний и выработать соответствующие решения.
С деловой беседой как диалогической формой коммуникативной деятельности связаны следующие преимущества:
возможность дифференцированного подхода к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров;
быстрота реагирования на высказывания партнеров, способствующая достижению целей;
повышение компетентности руководителя за счет учета, критической проверки и оценки мнений, предложений, идей, возражений и критических замечаний партнеров;
сознание общности всех участников беседы и влияния этого фактора на формирование личных качеств партнеров;
возможность дифференцированного подхода к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе; .
ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме;
отождествление себя с целями и задачами и ощущение причастности к решению затронутой в беседе проблемы.
Классификации бесед в психологии управления самые разные. Мы же отметим такие виды бесед, как: беседа при приеме на работу; консультативная беседа; беседа аналитическая; беседа при увольнении с работы и т. д. рассмотрим основные психотехнические беседы.
Условия психологически эффективной организации беседы:
1. Отсутствие в месте проведения беседы ярких раздражителей или событийных неожиданностей.
2. Выбор оптимального для партнеров времени беседы.
3. Организация расположения собеседников в пространстве согласно их субъективному статусу.
Другие статьи:
Удовлетворённость браком как составляющая совместимости
В связи с изменением семейных функций в современном обществе проблема качества брака становится центральной проблемой при исследовании семьи.
В психологическом исследовании основной акцент ставится на изучение именно удовлетворённости бр ...
Кто такой лидер
Теперь перейдём к самой теории. Лидерство - что это такое? Чтобы отметить черты личности лидера, характерные для получения его статуса, надо для начала ответить на вопрос: ” Кто такой лидер? ” То есть дать определение этому слову.
Лидерс ...
Причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у
социальных работников и практических психологов
Изучение психологического аспекта деятельности специалистов, занятых в социальной сфере, позволяет определить наиболее существенные причины, провоцирующие эмоциональное сгорание.
Во время своей профессиональной деятельности психологи и с ...