Страх смерти
Страх смерти на самом деле представляет собой страх перед процессом умирания.
Страх смерти связан с весьма ранними переживаниями, при которых ребенок ощущает, что стоит перед лицом смерти, что он вполне может умереть. Смерть не наступает, ребенок приходит в себя и возвращается к обычным делам, но память тела невозможно стереть, хотя в интересах выживания пугающие воспоминания оказываются выдавленными из сознания. Такого рода телесная память сохраняется в форме напряжений, тревоги и страха в тканях и органах тела, в мускулатуре. Часто страх смерти проявляется как глубокое бессознательное сопротивление глубокому дыханию и капитуляции перед собственным телом.
Лоуэн описывает одного пациента, значительно продвинувшегося в процессе терапии, который испытал страх смерти. Раньше его отчаянная борьба за выживание исключала возможность подобной тревожности. Он начал сознательно бояться момента умирания, когда почувствовал, что ему есть для чего жить. Подобная тревожность порождается страхом; пациент биться наказания за положительные чувства. Если тревожность становиться слишком сильной, у человека не остается выбора и ему приходится разрушить хорошие чувства.
Страх можно вытерпеть, если проецировать его на внешние события. Отчаянный маневр – это способ сохранить рассудок, перемещая ужас на актуальные ситуации. Ум может быть наполнен специфическими страхами; он чувствует. Что уязвим перед неизвестностью. Если такой маневр не удается, последнее безрассудное движение, направленное на то, чтобы избежать обреченности, - суицид.
Секс и смерть неизбежно вплетены в расщепление личности. Страх секса – это страх смерти. Когда человек борется за выживание, все, что угрожает потерей самоконтроля, смертельно опасно. Сексуальные чувства представляются именно такой опасностью.
Если физическая близость в детском уме ассоциирована со страхом и стыдом, половой акт будет рассматриваться как нападение на эго и тело. Ребенок видит это как вторжение в личную жизнь, удар по личности. На более глубоком уровне реакция ребенка на то, что он видит сексуальную близость, отражает бессознательные чувства родителей по поводу полового акта. Если мать боится близости, ребенок будет ощущать страх и интерпретировать это как отвержение, у него постепенно разовьется чувство стыда за собственное тело.
Тревожность, связанная с позитивным и живым чувствованием, возникает из глубинного чувства обреченности. Обычно индивидуум не сознает, что это ощущение порождает он сам. Такие чувства быстро вытесняются в интересах выживания, и человек продолжает свою тщетную борьбу. На определенном уровне сознания он знает, что не может быть успешным, даже не должен быть успешным.
Почему же успешность так пугает, почему успех вызывает такой страх? Пугающий успех, говорит Лоуэн, - это сексуальное обладание родителем, но для того, чтобы пациент пришел к такому инсайту, необходима очень долгая аналитическая работа. Во-первых, он не осознает, что охватывающее его ощущение обреченности – это ужас перед совершением инцеста, опасность нарушить строжайшее табу и страх перед жуткими ответными действиями, которые неизбежно последуют за этим.
Анализ показывает, что людей, которые бояться падения с высоты, пугают полеты во сне и любовные неудачи. Против страха высоты эго может выставить защиты, которые вытеснят этот страх и позволят человеку действовать в опасных ситуациях. Это может заставить бросить вызов его бессознательной тревожности. Человек будет ставить себя в опасные ситуации, где может произойти падение, чтобы доказать, что он ничего не боится. Страх перед катастрофой лежит в основе психологии безрассудства.
Другие статьи:
Адаптация и интеграция супругов. Адаптивный подход к супружеской
совместимости
В социологии и психологии принято разграничивать два способа включения личности в ту или иную социальную целостность – адаптацию и интеграцию. Поскольку семья как социальная общность обладает наибольшими возможностями для социализации лич ...
Выявление взаимосвязи между чертами личности и характеристиками почерка
Многолетняя практика позволила графологам заметить определенные закономерности в почерке, их обусловленность личностными особенностями человека. В последнее время графология становится более известным и используемым методом получения инфо ...
Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного
возраста
В работах Л. С. Выготского , А. Н. Леонтьева , Д. Б. Эльконина и других мы находим общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм ...