Психологические теории аутизма

Материалы » Особенности развития аутичного ребенка » Психологические теории аутизма

Страница 2

§ нарушение возможности активно взаимодействовать со средой, что проявляется в сниженном жизненном тонусе;

§ снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком.

Оба указанных фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты. Аутизм, по мнению авторов, развивается не только потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении. Многие проявления аутизма интерпретируются как результат включения за­щитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавли­вать относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. В рамках данной концепции искажение развития когнитивных функций — это следствие нарушений в аффективной сфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия, речи и мышления непо­средственно связываются с рано возникшими грубыми эмоциональными расстройствами.

Ведущая роль эмоциональных нарушений в развитии аутизма подчер­кивается и в теории Р. Хобсона. Автор рассматривает аутизм преимуще­ственно как аффективное расстройство с нарушением межличностных от­ношений. Утверждается, что для аутизма типично врожденное отсутствие способности воспринимать и отвечать на аффективную экспрессию других. Это подтверждается результатами экспериментальных исследований, на­правленных на изучение способности оценивать эмоциональное выражение лиц. В связи с таким дефицитом ребенок с аутизмом не получает необ­ходимого социального опыта в период раннего детства. Последнее приводит к неполноценности когнитивных структур, необходимых для нормального общения. Таким образом, подчеркивая роль эмоциональных расстройств при аутизме и объясняя ими основные проблемы, возникающие у этих больных, автор тем не менее указывает на первичность специфического когнитив­ного дефицита.

Коммуникативные проблемы у детей с аутизмом интерпретируются в рамках еще одной концепции, как следствие нарушения способности ими­тации лицевой экспрессии. Основываясь на том факте, что здоровые новорожденные обладают способностью имитировать видимую мимическую экспрессию, авторы постулируют наличие врожденной супрамодальной схе­мы тела, объединяющей зрительную и проприоцептивную информацию. Имитируя аффективную экспрессию взрослого, ребенок начинает испыты­вать те же эмоции. Так возникает «эмоциональное заражение», позволяющее ребенку идентифицировать взрослого, как «нечто похожее на него самого».

Авторы полагают, что при аутизме эта врожденная система имитации повреждена, что и приводит к нарушению взаимодействия с миром.

Рассмотренные выше концепции аутизма в качестве основной причины нарушений развития видят эмоциональные расстройства, независимо от того, являются ли они первичными или производными от когнитивного дефицита. Согласно другим теориям, нарушение именно когнитивной сферы и есть источник отклонений у подобных больных.

Одна из наиболее известных концепций такого рода — теория У. Фриф. Основанием для ее создания послужили результаты экспериментальных ис­следований и наблюдений, которые обнаружили не только снижение воз­можностей, но и специфические способности у больных аутизмом. К таким необычным способностям относятся, например, высокие показатели при за­поминании слов, не связанных по смыслу, умение воспроизводить бессмыс­ленные звукосочетания, умение узнавать перевернутые и зашумленные изо­бражения, выделять второстепенные признаки при классификации лиц и др. В то же время больные аутизмом затрудняются при выполнении тестов на запоминание предложений, на классификацию лиц по эмоциональному вы­ражению, на узнавание правильно ориентированных изображений и т.д.

У. Фриф предположила, что аутизм характеризуется специ­фическим дисбалансом в интеграции информации. По мнению автора, нор­мальный процесс переработки информации заключается в тенденции сво­дить разрозненную информацию в единую картину, связанную общим кон­текстом или «центральной связью». Она считает, что при аутизме нарушается именно это универсальное свойство процесса переработки информации человеком. В то время как нормальные субъекты интерпретируют информацию, исходя из контекста, в котором предъявлены стимулы, больные аутизмом свободны, от такого «контекстуального принуж­дения».

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Возможные направления психологической работы по проблеме воспитания мужчины как будущего отца
В связи с полученными в ходе исследования результатами, наши рекомендации будут сосредоточены на том, чтобы люди, проживающие в определенном обществе, не ссылались на существование гендерных стереотипов и семейных ролей, а выполняли работ ...

Исследование готовности к школе у детей с ЗПР
Задача подготовки к школе в дошкольных учреждениях является достаточно трудной для решения, однако ее значимость сложно переоценить. В особенности это относится к детям с задержкой и иными отклонениями в психическом развитии. Принято выд ...

Школа – ведущий институт воспитания
Школа, как и родители, принимает огромное участие в формировании личности подростка и имеет большое значение в его жизни. Вступление в отрочество несёт с собой - об этом никто, и спорить не будет - серьёзные перемены в отношении ребёнка ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru