Заключение
1. Духовный кризис представляет собой критическую стадию в развитии личности, связанную с координальной перестройкой психического аппарата и основательным изменением системы мировоззрения.
2. Духовный кризис несёт в себе огромный целительный потенциал, способный при благоприятном разрешении кризиса приводить к исчезновению многих психологических и психосоматических проблем.
3. Недопустимо подвергать человека, переживающего духовный кризис, подавляющему воздействию традиционной психиатрии, так как это ведёт к застреванию в неудовлетворяющем состоянии сознания, даже если внешние болезненные симптомы исчезают.
4. С другой стороны, следует отличать духовный кризис от аналогично проявляющихся процессов, которые имеющих органическую природу и требующих традиционного медицинского вмешательства.
5. Человек, оказывающий помощь переживающему духовный кризис, должен признавать ценность неординарных состояний сознания и связанных с ними переживаний независимо от того, что он думает об их причине, а также обладать большими терпением и терпимостью.
6. Основной элемент помощи переживающему духовный кризис – дать ему необходимую информацию о переживаемом им состоянии и его целительном потенциале.
7. Для помощи людям, переживающим духовный кризис, пригодны различные методы психотерапии, а также древние и современные практики духовного развития.
8. Благожелательное отношение к переживающему духовный кризис со стороны его ближнего окружения способно оказать очень значительное содействие благополучному разрешению кризиса. В этом плане большую пользу может принести информационно-просветительская работа с населением и соответствующими специалистами.
9. Благополучное разрешение духовного кризиса ведёт к духовному прогрессу не только конкретного человека, но и всего человечества.
Дописывая последние строки, хочется выразить надежду, что данная работа может оказаться полезной тем, кто начинает проявлять интерес к духовному измерению человеческого бытия и проблеме духовного кризиса в частности. Думаю, она может быть полезна также тем, кто считает сам факт духовного измерения и всё, выходящее за рамки общепринятой реальности и обыденных интересов человека признаком антинаучности, расстроенного сознания, экстравагантности и прочего в том же роде стать немного более терпимыми к людям, не разделяющим их проект мира.
Другие статьи:
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960)
Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В 1908 г. он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью.
Высшее образование он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии. ...
Приход Фрейда в медицину
Первым учителем Фрейда был выдающийся европейский физиолог Эрнст Брюкке. Под его руководством студент Фрейд работал в венском физиологическом институте, просиживая по многу часов за микроскопом.
Умение сосредоточенно работать, всецело от ...
Понятие совместимости в психологической литературе, виды совместимости
Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. Исторически сложилось так, что большое количество психологических работ, посвященных этому феномену, было в ...