Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте

Материалы » Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте » Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте

Страница 1

Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками.

Важным является также эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников. Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страдания ми отчуждения.

В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.

В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. [28].

В процессе становления личности немаловажную роль играют группы сверстников. Во-первых, потому, что они являются тем форумом, на котором ребенок сопоставляет знания, взгляды, полученные в семье и школе, со знаниями и взглядами других индивидов, то есть происходит формирование самостоятельных, собственных взглядов вне контроля старших. Во-вторых, это форма игрового взаимодействия, имеющая определенные черты (собственные нормы солидарности, образцы поведения, своя иерархия власти, свои идеалы). В детской среде в результате подражания в преломлении проявляются своеобразные меры педагогического воздействия, средства и методы воспитания.

Во все времена народными педагогами признавалась, и всячески поддерживалась самостоятельная педагогическая детская среда, отличающаяся от жизни взрослых. Относительная самостоятельность детской среды про является в возникновении чисто детских артелей, в игровых компаниях, в певческих группах. В русских селениях наблюдалась традиция группами детей ходить по ягоды, грибы. Группы мальчиков ходили на ловлю рыбы.

Детские игровые компании обычно объединяют детей с одной улицы. Характер многих детских игр имеет важное педагогическое значение. На пример, игры, направленные на развитие силы, ловкости: в России – лапта; в Тибете - запуск змей; стрельба из лука, в Латинской Америке; у народности манус - игры на специальных детских каноэ и т.д. По играм можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, мотивах, установках. Например, в играх якутские мальчики с трехлетнего возраста начинают, усваивать богатырские, боевые, воинские навыки и умения.

Г.Н. Волков отмечает в своих исследованиях: «Игра - удивительно богатая сфера деятельности детей. В народной педагогике ее роль ценится невероятно высоко . Первые уроки жизни - здесь. Групповые интересы и взаимодействия. Межличностные отношения. Богатство общения. Лучшая из школ жизни». [37].

Следует отметить особую роль игры в познании мира, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, физическом развитии, приобретении опыта нравственного поведения и формирования трудовых навыков, развитии коммуникативных отношений, чувства юмора и т.д.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Подростковая агрессивность как психологическая закономерность и как социальный феномен
Пожалуй, нет ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день нас информируют о происходящих в мире войнах и убийствах. Акты насилия, с виду беспричинные, происходят почти п ...

Илья Ильич Мечников
Илья Ильич Мечников (1845-1916) — российский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии, иммунологии, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета, созд ...

«Социальный код: основные моменты»
Акцентуированная личность отталкивает сексуальный автоматизм, таким образом осуществляется своего рода связь с темнотой бессознательного. Связь отражает гомеостаз, что лишний раз подтверждает правоту З. Фрейда. Гештальт иллюстрирует аутиз ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru