Полоролевая идентичность, ее формирование

Страница 4

Второй этап связан с деятельностью З.Фрейда, позднее его последователей и охватывает период с 1920 – 1970-х гг. В своей работе «Женственность» Фрейд изобразил женщин завидующим мужской анатомии и заключил, что «феминными» чертами является пассивной, зависимостью и склонность к подчинению.

К третьему этапу относятся период с 70-80 х-гг (Сандра Бем и Джудит Спенс). Для объяснения различных вариаций гендерной идентичности они привлекли идею андрогености. Термин «андрогиния» вводится в качестве ярлыка для обозначения индивидуумом, чья оценка высока относительно как инструментальных, так и экспериментальных черт, которые определяются именно их методикой. В этом смысле авторы связывают значение андрогинии с определениями, даваемыми этому термину в словарях (например, в словаре Вебстера андрогинными называются лица, «имеющие характеристики или природу как мужчин, так и женщин»).

Четвертый этап характеризует разочарования после одушевления. [19, с. 97-102]

Как отмечалось выше, до начала 1990-х гг. гендерная проблематика как таковая в отечественной психологии не развивалась, исследования были сосредоточены главным образом в области психологии пола, психологии половых различий, психологии семьи и брака.

Одна из первых кто отметила, увеличение количества научных работ в которых представлены результаты эмпирического изучения психологических различий между людьми разного пола, была И.С. Клецина. Однако, по ее мнению, не следует рассматривать, эти работы как гендерно ориентированы даже в тех случаях, когда в познании присутствует слово «гендер». В настоящее время граница между психологией пола и гендерными исследованиями в психологии проведена: «теоретико-методологическим основанием психологии пола является биодетерминиская парадигма, а гендерные исследования в психологии базируются на социально – конструктивной парадигме». [18]

Методологические основы гендерных исследований в отечественной психологии находят адекватное основание – это и теоретико-экспериментальная психология учения Б.Г. Ананьева о человеке (изучения половых характеристик как индивидуальных свойств человека и их связь с особенностями его социального поведения) и культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (зависимость развития личности от социально-культурных ситуаций).

Констатируя выше сказанное изучения, гендерной идентичности, следует отметить, что в конце 20 в. наряду с психологией половых различий сформировалась смежная наука, но не тождественная ей область психологической науки – гендерной психологии. Для психологии проводящих гендерные исследования, основной оказывается другая пара понятий – «маскулиность» и «феминость». Представители гендерного подхода склонны рассматривать психологические характеристики таким образам, как будто в ничтожно малой степени подвержены влиянию такой независимой переменной как «пол». Гораздо более значимой для раскрытия психологических механизмов познания и общения специалисты гендерной психологии, считают определение таких характеристик, как маскулиность- развитие мужских половых признаков, и фемининность – развитие женских половых признаков. [1. с.5-10]

Традиционная система дифференциации половых pолей и связанных с ними стереотипов маскулинности - феминности отличается следующими хаpактеpными чертами:

1) мужские и женские виды деятельности и личные качества различались очень резко и казались полярными;

2) эти различия освящались религией или ссылками на пpиpоду и представлялись ненарушимыми;

3) мужские и женские функции была не просто взаимодополнительными, но и иеpаpхическими - женщине отводилась зависимая, подчиненная pоль, так что даже идеальный образ женщины констpуиpовался с точки зрения мужских интересов.

Эти необратимые и в целом пpогpессивные социальные сдвиги вызывают перемены и в культурных стереотипах маскулинности-феминности, котоpые стали сегодня менее отчетливыми и полярными. Hекотоpая неопределенность pолевых ожиданий (женщина ждет от мужчины pыцаpского отношения в быту и в то же время не без успеха соперничает с ним на работе) вызывает у многих людей дискомфорт и тревогу. Одни говорят об опасности феминизации мужчин, другие - об угрозе маскулинизации женщин. Фактически же происходит лишь ломка традиционной системы половых pолей и соответствующих ей культурных стереотипов. [25]

Идеалы маскулинности и феминности сегодня, как никогда, пpотивоpечивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В-третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения. Согласно идеалу «вечной женственности», буржуазной морали XIX в., женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой, но в то же время пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энергичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядро мужского понимания женственности. Hо в женском самосознании появились также новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной, пpедпpиимчивой, т. е. обладать некоторыми свойствами, которые раньше составляли монополию мужчин (только в принципе). [3]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Произносительная сторона речи
Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи или звуковая ее культура. Основными компонентами произносительной речи являются рит ...

Я - Концепция
Я-концепция - система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью. Несмотря на усто ...

Подход П.Я. Гальперина к проблеме бессознательного
Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности. В современ ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru