Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии

Материалы » Анализ психологических особенностей проявления агрессивности в детском возрасте » Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии

Страница 1

Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». Агрессия - это осознанные действия, которыми причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

Исследователи агрессии имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет, и следует ли ее расценивать как положительное или как отрицательное явление [3].

Э. Фромм определяет агрессию как причинение ущерба не только живому, но и любому неживому объекту. Агрессивное поведение человека является, прежде всего, реакцией на физический и психический дискомфорт, стрессы, фрустрации (фрустрация - психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций). Кроме того, агрессивное поведение может выступать в качестве средства достижения какой-либо цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Это общий подход к пониманию агрессии, однако, для более объективного понимания проблемы нужно рассмотреть подробно [19].

З. Фрейд связывает агрессивность с влечением к смерти. Агрессивность, по его мнению, представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида [7].

К. Лоренц считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих как агрессивные породы собак, петухов и прочее, так и неагрессивные (такие как сенбернар, ньюфаундленд).

Того же мнения придерживается и э. Фромм, отмечая: «Механизм оборонительной агрессии "вмонтирован" в мозг человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз . Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни»[3].

Л. Берковиц отказался от постулирования обязательной связи агрессии с фрустрацией и ввел две промежуточные переменные. Так, в качестве звеньев, связывающих фрустрацию и агрессию, выступают, во-первых, гнев, озлобление (они возникают, когда достижение целей блокируется извне) и, во-вторых, готовность действовать агрессивно, что существенно зависит, от «пусковых раздражителей», которые связываются с источником фрустрации [19].

В теории, предложенной А. Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий, при которых они закрепляются [4].

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети [30].

Г. Корнадт отмечает, что агрессия связана с гневом, вызванным препятствием на пути к достижению цели, угрозой или причинением боли, а торможение агрессии — с ожиданием негативных последствий ее проявления.

Он считает, что процесс социализации состоит в развитии ответных реакций, принятых в обществе, в котором живет индивид.

Научение определенным навыкам в системе «сигнал - ответ» требует, во первых вознаграждения или подкрепления, а во вторых, наличия некоторого мотивационного процесса или драйва; при этом под драйвом понимается сильный стимул, который побуждает организм к действию. В рамках этой концепции детскую агрессию рассматривают как результат специфического социального научения [19].

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Влияние нервной системы на темперамент человека
Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой ...

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979)
Алексей Николаевич Леонтьев родился в Москве 5 февраля 1903 г., его родители были обыкновенными служащими. Естественно, они хотели дать Алексею хорошее образование. Поэтому неудивительно, что научная деятельность Алексея Леонтьева берет н ...

Посттравматическое стрессовое расстройство
Посттравматическое стрессовое расстройство возникает как отставленная или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, выходящего за рамки обыденных житейских ситуаций, ко ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru