Ценностные ориентации современной молодежи
сохранение жизни и здоровья как высших жизненных ценностей;
первостепенность духовно-нравственных опор, таких как счастье, любовь, хорошая семья, будущее детей, дружба, что особенно важно в условиях нестабильности и жизненной среды;
образованность, хорошую работу и хорошее материальное положение;
конкурентоспособность, стремление к профессиональной самореализации, строящихся на уверенности в себе, предприимчивости, самостоятельности, упорстве, ответственности, самосовершенствовании (в условиях появления новых возможностей, ужесточения конкуренции и требований к профессионализму);
креативность, развитие своих способностей и индивидуальности, сохранение духовной независимости и самоуважения (
поскольку в настоящее время востребованы способности принимать нестандартные решения, создавать оригинальные проекты, критично мыслить, отстаивать свою позицию и т.д.);
активные социальные контакты и социальная компетентность, то есть установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение межличностных связей, реализация своей социальной роли (в настоящее время востребовано умение работать в команде, видеть возможные перспективы карьерного роста).
Следовательно, разрешение социально-экономических и образовательно-воспитательных проблем общества предполагает совершенствование аксиологической подготовки будущих специалистов, от которой будут зависеть духовное здоровье нации, уровень аксиологической просвещенности юных граждан, успешность их адаптации к новым социально-экономическим условиям и конкурентоспособность на рынке труда.
В последние годы количество публикаций посвященных ценностным ориентациям студенческой молодежи неуклонно растет [11; 12]. Именно ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения [13]. По доминирующим в обществе ценностям можно определить уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности, интересы, превалирующие в обществе [14].
Система образования играет огромную роль в формировании и развитии мотивационной сферы личности. Многими исследователями отмечается тесная связь мотивационной сферы личности с ее ценностными ориентациями (Ф.Е. Василюк, Б.Ф. Поршнев, В.А. Ядов). Выбор личностью тех ли иных оснований для совершения поступка, поведения, предполагает предпочтение одного мотива всем прочим. Таким основанием являются ценности, именно поэтому проблема изучения системы ценностей современной молодежи не теряет своей актуальности.
Изучение мотивации профессионального выбора и системы ценностных ориентаций студенческой молодежи служит инструментом для выявления изменений, происходящих в обществе, в отношении перспектив получения высшего образования, профессиональной подготовки. Экономическая и социальная ситуация в нашей стране накладывает существенный отпечаток на систему жизненных ценностей молодых людей, иерархию мотивов выбора профессии, отношения к семье и браку, на личность человека.
Другие статьи:
Взаимосвязь ценностей как фактор адаптации сотрудника
Ценностные ориентации являются одним из базовых образований личности, которые задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки своего и чужого поведения. Именно на основе системы персональных ценностей человек ст ...
Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии
Существуют различные периодизации развития человека как субъекта труда. Одной из самых известных в отечественной психологии является периодизация, предложенная Е.А.Климовым [2, с. 162-172].
Допрофессиональное развитие
1. Стадия предыгры ...
Социальная перцепция и межличностное понимание
Перцепция социальная (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел а ...