Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте
В педагогической психологии значительное место уделено изучению генезиса мотивационной сферы в детском возрасте, выделению состава мотивации учения, изучению отдельных мотивов учения, выделению доминирующих, структурообразных компонентов мотивации учебной деятельности. Человек испытывает в первые месяцы своей жизни преимущественно физиологические потребности - в пище, питье, тепле, сне, кислороде, физической активности и сенсорной стимуляции, и нет возможности говорить о наличии у него каких-либо мотивов и тем более ценностей, интересов, убеждений. Однако именно период младенчества исключительно важен для формирования и дальнейшего развития всего мотивационного комплекса человека. (70)
В первом полугодии жизни ведущим мотивом общения ребёнка с взрослым является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности малыша (М. И. Лисина,).
По мнению М.И. Лисиной [8], начиная со второго полугодия и позднее, вплоть до двух с половиной лет, ведущую роль в становлении психического развития ребёнка занимает деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнёра по игре, образца для подражания, эксперта по оценке умений и знаний ребёнка, помощника, организатора и участника в совместной предметной деятельности.
Начиная с периода младенчества у ребёнка появляется аффилиативная потребность - потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей. Только эмоциональный постоянный контакт между матерью и младенцем, включающий в себя наряду с вербальными средствами общения тактильные ощущения - ласки, поцелуи, объятия, способен удовлетворить потребность в любви у ребёнка на раннем этапе развития (Б. Уайт).
В зависимости от степени удовлетворения потребности в аффилиации у ребёнка будет развиваться доверие (недоверие) к другим людям и к окружающему миру вообще, т.е. возникает потребность в безопасности. [70]
Потребность в безопасности — этю потребность ребёнка в стабильности, защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре жизни, её упорядоченности, наличии определённых привычек и правил, в том числе и ограничений (А. Маслоу).
Приблизительно на 3 - 5-й неделе жизни ребёнок начинает проявлять пристальный интерес к тому, что происходит вокруг. Это выражается в появлении у малыша зрительного сосредоточения, что в свою очередь способствует изменению поведенческих характеристик ребёнка. Это является началом проявления потребности в информации, в новых впечатлениях. Период -примерно с 8 месяцев и до 2 лет - является периодом, когда любопытство ребёнка достигает максимума (Ж.К. Дандарова [55]).
Структура мотивации ребёнка 2-3 лет достаточно аморфна, поскольку доступные ему мотивы и потребности сменяются друг за другом в относительно случайном порядке. Жизненно важные потребности и капризы нередко ещё не дифференцируются и иногда приобретают для ребёнка одинаково высокую значимость. Мотивы сменяются во времени, не подчиняясь ещё единому сознательно-волевому контролю. [70]
Примерно к 4 годам соподчинённость потребностей и желаний ребёнка приобретает более или менее устойчивые формы. Появляются доминирующие установки: у одних престижные (эгоистические), у других, наоборот, - альтруистические, у третьих - направленные на достижение успеха. Разнообразные интересы ребёнка также начинают приобретать относительную устойчивость (Е.П. Ильин [24])
Другие статьи:
Частоты аллелей
Генофонд локальной популяции обычно содержит помимо мономорфных различные полиморфные гены. В каждом данном поколении аллельные формы полиморфных генов представлены с некоторой определённой частотой. Так, например, ген А, имеющий два алле ...
И.М. Сеченов
Основоположником отечественной научной психологии является И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" основные психологические процессы получают психологическую трактовку. Схема у них такая же, что и у рефл ...
Психологическая помощь при переживании горя
Синдром утраты (иногда его принято называть «острое горе») – это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физич ...