Психологические особенности современных подростков
Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать–тринадцать лет, у девочек – на тринадцать–пятнадцать. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции – более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность.
Подростки, по сравнению с младшими школьниками, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности – все это обнажает и заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды.
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости – это отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет). Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, учебы.
Наряду с чувством взрослости Д. Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости – стремление казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих. Чувство взрослости является центральным новообразованием младшего подросткового возраста. После поисков себя, личностной нестабильности, примерно к 15 годам у подростка формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
«Я-концепция» - целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, ученике, работнике, профессионале и т.д. «Я-концепция» выступает как установка по отношению к самому себе. Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», то есть представления о собственной внешности, о своем уме, способностях, силе характера, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я».
Реальное «Я» включает в себя компоненты:
- когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости;
- эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение;
- оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.
Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и реальным своим положением приводит к неуверенности к себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ считается достижимым, это побуждает к самосовершенствованию и самовоспитанию. Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря развитию саморегуляции. В конце подросткового возраста представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию».
Другие статьи:
Основы понимания духовного кризиса
На мой взгляд, основы понимания духовного кризиса в западной психологической науке были заложены американским философом и психологом Уильямом Джемсом (1842 – 1910). Его книга "Многообразие религиозного опыта" [12] - это классиче ...
Стили конфликтного поведения
При возникновении конфликта универсальной реакцией человека на возникающие противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является стремление преодолеть эту дисгармонию. Здоровый человек ...
Любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания
Существует три вида аддикции, соприкасающихся друг с другом, к ним относятся любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания. Анализ лиц, предрасположенных к возникновению трех вышеперечисленных аддикции, показывает наличие у этих лю ...