Особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников
Основные направления педагогического воздействия на общение школьников
Одним из важнейших условий эффективности воспитательных влияний коллектива является такая организация его жизнедеятельности, которая предоставляет максимальные возможности для общения школьников и способствует ему.
Влияние на общение школьников относится к той группе педагогических воздействий, которые адресованы не отдельному ученику, а определенным общностям учащихся — от школьного коллектива до приятельских групп. Организация общения не есть нечто обособленное от всего процесса воспитания, от содержания воспитательной работы и от организаций всей жизнедеятельности коллектива, напротив, она является органической частью этих процессов.
Педагогическое руководство общением эффективно в том случае, когда школьник становится субъектом жизнедеятельности коллектива и субъектом общения. Чтобы это произошло, жизнедеятельность коллектива должна пробуждать у школьника стремление и создавать возможности для удовлетворения его потребностей в эмоциональном контакте и в уединении (естественно, не полностью, но в такой мере, которая обеспечивает определяющее влияние коллектива на общение учащихся). В тех школах, где проводилась специальная опытно-экспериментальная работа по организации общения учащихся, система воспитательной работы, своей основе строилась на общих для всех принципах. Особенностями же этой системы, которые создавали благоприятные возможности для организации общения, были следующие: воспитательная работа представляла собой теоретически обоснованную и целенаправленно формируемую педагогами систему. Эта система строилась на основе организации ведущих сфер жизнедеятельности школьников и включала в себя педагогическое управление, самоуправление и самоорганизацию учащихся в процессе жизнедеятельности классных и школьного коллективов. Жизнедеятельность школьников предоставляла большие возможности для коллективного, группового и индивидуального творчества. Воспитательная система сочетала в себе одновозрастные (по классам) и межвозрастные (всего школьного коллектива) формы организации жизнедеятельности. Все содержание учебно-воспитательной работы школы потенциально является основой содержания общения школьников. Однако актуализация этих возможностей происходит в том случае, если педагоги, с одной стороны, возбуждают у школьников интерес к содержанию жизнедеятельности коллектива, желание активно общаться с товарищами, а с другой — делают это содержание настолько привлекательным, чтобы оно давало пищу для размышлений и возбуждало у учащихся стремление осмысливать мир, себя, свои отношения с окружающими и т. д.
(Важным способом актуализации того или иного содержания в жизнедеятельности коллектива является подача его школьникам в виде проблемы или задачи, требующей их решения.) Для этого в нем отбираются наиболее информативные "элементы, которые выстраивают в виде ряда альтернатив, или альтернативность включается во внутренний план каждого элемента. Такая подача содержания предполагает общение учащихся между собой для поиска решения проблемы, актуализирует присущую мм потребность в эмоциональном контакте и дает возможность ей осуществиться в процессе предлагаемой жизнедеятельности. Этот способ довольно эффективен в сферах познания, общественно-политической и общественно полезной деятельности учащихся». Эффективен и другой способ актуализации содержания жизнедеятельности — придание ему субъективной значимости: для коллектива, группы или личности? Для этого в предлагаемом содержании делается акцент нa тех сторонах, которые делают его субъективно значимым для конкретного коллектива или группы. При этом педагог может ориентироваться на возрастные особенности членов коллектива, либо на преобладающие в нем интересы, либо На переживаемый им период развития. Для конкретного школьника содержание жизнедеятельности станет значимым, если он ощущает возможность решения в ней индивидуальных задач и проблем (нахождение благоприятной позиции в коллективе, реализация своих интересов, увлечений и т. д.). [11, 98с.].
Другие статьи:
Психология и социология
Социология и психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. В определенном смысле союз этих наук напоминает союз психологии и истории (в ...
Социальная ситуация развития
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. ...
Анализ основных проблем развития креативности
Наша жизнь связана с множеством правил и законов. Часть из них (например, чистка зубов по утрам, правила этикета, дорога от дома до работы или до учебы, постоянный распорядок дня и многое другое) выполняется автоматически и рефлекторно. Ш ...