Что и как формирует семья у детей дошкольного и школьного возраста
Семья́ - социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. В семье начинается воспитание, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится последующая жизнь человека, его общественная деятельность. В.А. Сухомлинский часто задавал себе вопросы «как»? Как воспитывать? Как найти гармонию родительской любви, ласки, требовательности? Как дать детям счастье? Нужно научить родителей мудрости воспитания человека. К материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели – вот в чем проблема. Родителям хочется, чтобы ребенок был умным, сообразительным, чтобы духовные богатства и ценности человека стали его личным достоянием. Осуществление этих желаний зависит от многих причин. Во-первых, корни одной из причин кроются в безответственности, с какой молодые мать и отец подходят к созданию нового человека, новой жизни. Умственные способности имеют материальную основу – мозг. Эта основа и начинает формироваться в утробе матери. Родители должны вести здоровый образ жизни, чтобы иметь здоровое поколение. Нужно всегда помнить, что умственное развитие детей полностью зависит от родителей. Создание человека – это не просто биологический акт. Человек тем и отличается от животного, что он осознает свою деятельность, включая и повторения самого себя в детях. Умственное развитие ребенка так же зависит от окружения, от семьи, в которой он делает первые шаги познания. Мы говорим о человеческом окружении, о сложных и многогранных взаимоотношениях в семье, а затем в школе, благодаря которым ребенок познает мир и себя, как частицу природы, как разумное, одаренное, творческое существо. С первых шагов сознательной жизни ребенка родители должны обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, чтобы маленький человек умел видеть, умел замечать то, что с первого взгляда не отличается чем-то особенным. Первоисточник разума, мысль, мышление – в окружающем мире, в тех явлениях, которые человек видит, понимает, познает, которые вызывают у него интерес. Затем это удивительное непонятное явление ему хочется понять, определить сущность этого явления. С давних времен человеческой культуры и по сей день окружающий мир, и прежде всего природа, является богатейшим и неисчерпаемым источником мысли. Разум это, прежде всего любознательность детей, которую надо воспитывать, надо учить ребенка наблюдать. С этого начинается путь ребенка в мир познания. Нужно использовать каждый свободный час для того, чтобы помочь ребенку сделать много шагов по этому пути, нужно идти вместе с ним в поле, в лес, на берег пруда, нужно уметь увидеть самим родителям и раскрыть на них глаза своему ребенку. Незабываемые минуты изумления, удивления, которые переживет ребенок, - это взлеты пытливой мысли. В детском мозге в такие мгновения совершаются удивительные вещи: между мыслящими клетками устанавливаются тончайшие нити взаимосвязи, и чем больше вещей и истин открывается перед ребенком в окружающем мире, тем больше он видит непонятного, загадочного, интересного. И чем больше он поставит вопросов, тем больше увидит вокруг себя в годы раннего детства, тем умнее он пойдет в школу, тем зорче будет его глаз и острее память. Нужно быть воспитателями ума своего ребенка, нужно учить его мыслить с раннего детства.
Нет родителей, которые бы не хотели, чтобы их дети выросли хорошими людьми, честными тружениками, имели хорошую, крепкую семью. Сами дети являются огромной воспитывающей силой для взрослых. В доме, где есть дети, открывается благотворная возможность формировать очаг моральной чистоты, благородства, духовного богатства, сердечных человеческих отношений.
Очень важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей. Идеалом здесь должна служить мудрая заповедь народной педагогики: ребенку нужно трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести из тарелки пищу в рот. В разный период времени ребенок обязательно должен нести посильный вклад труда для членов семьи и делать это с удовольствием. Важно, чтобы этот труд был в семье совместным. У ребенка должна быть радость от созидания чего-то нужного, удовольствие от того, что он сделал доброе для семьи.
Какими бы прекрасными ни были наши детские сады, самыми главными в формировании у детей разума, мысли, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменять в этом возрасте никто. Только ежедневное общение с матерью и отцом, с бабушкой и дедушкой, с братьями и сестрами, обеспечивает благоприятную обстановку для развития детского мышления, для всестороннего развития личности ребенка, его умственного воспитания в семье.
Другие статьи:
Реализация музыкальных способностей в различных
культурах
Историческая несомненность существования не единой и общей для всех наций и народов, классов и социальных групп культуры, а множества своеобразных культур с их субкультурами лишает какого бы то ни было научного значения положения о том, ч ...
Развитие словаря и грамматического строя речи
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный запас языка – это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правило соеди ...
Социально-психологическая адаптация к учебной деятельности
Адаптация (от лат. «приспособлять») – приспособление организма личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале, главным образо ...