Источники самооценки и механизмы ее формирования

Материалы » Роль самооценки в развитии личности школьника » Источники самооценки и механизмы ее формирования

Страница 1

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Новорожденные и младенцы не имеют четких "границ" своего существа, не понимают, что они – особая, отдельная от остального мира его часть. Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой активности вокруг. Малыш верит, что он, его мысли и поступки управляют миром. Годовалый ребенок начинает осознавать свою обособленность от других людей и предметов, он начинает понимать, что поведение других людей не зависит от его воли. Тем не менее, малыш уверен, что восприятие других людей такое же, как и у него.

В раннем детстве (до 3 лет) основные достижения, которые определяют развитие психики, являются "выделение своего "Я" и появление чувства личности" [7, 119]. "Я" человека помимо духовного еще и телесно, образ "Я" включает в себя особенности всего внешнего облика. Телесные переживания ребенка занимают одно из главных мест в процессе развития. Ребенок именно в раннем возрасте начинает осваивать свое телесное, физическое "Я". В это время он прочувствует наличие у себя частей тела, участвующих в его действиях и деятельности. Самоощущение ребенка возникает еще в младенчестве. Но этот первичный образ еще синкретичен и неустойчив. Лишь в раннем возрасте опыт движений и действий, опыт телесного и практического общения с другими людьми продвигает ребенка в самопознании и в формировании отношения к своему телу.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт , что он существует. Он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Ребенок приписывает себе все положительные качества, одобряемые взрослыми, часто не зная, в чем они заключаются. Для того, чтобы научиться оценивать себя, ребенок должен научиться оценивать других.

В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка. При сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Час-то можно слышать, как родители или другие взрослые говорят: "Какой хороший мальчик, он моет руки". Сравнивая себя с этим ребенком, малыш делает вывод о том, к какой категории себя отнести. Положительное самоощущение развивается у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливая четкие "границы", поощряют его самостоятельность. В противном случае у ребенка может возникнуть чувство стыда и сомнения в собственных способностях. Так, у маленького ребенка формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязания. Притязание на признание со стороны взрослых проявляется в том, что ребенок стремится к тому, чтобы взрослые остались им довольны, а если он заслуживает порицания, то всегда хочет исправить испортившиеся отношения со взрослыми. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязание на признание сверстников отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры. В игре потребность в признании проявляется в двух планах: а) ребенок хочет "быть как все"; б) ребенок хочет быть "лучше всех"[7, 216].

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Источники и факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности
Многие исследователи считают, что в основе формирования половой идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций обще ...

Общее представление о свойствах нервной системы
Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально-психологических различий. Некоторые из сочетаний свойств типа, которые встречаются ...

Коррекционная программа по развитию зрительной образной памяти
Были разработаны две экспериментальные системы работы по развитию зрительной образной памяти. В первой работа шла с использованием дидактических игр и упражнений, направленных на развитие зрительной образной памяти. Программа реализовывал ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru