Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников

Материалы » Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе » Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников

Страница 2

2. Достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности младшего школьника.

3. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе развития.

4. Положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников.

5. Формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников.

7. Наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.

Человек по своей биологической сути является существом разумным, то есть понимающим смысл своего существования и умеющим осознанно реализовываться в жизни. Такой статус приобретался человеком длительной отработкой навыков поведения, путем приучения к определенным действиям. На раннем этапе развития человечества для передачи опыта достаточно было показать действия, направленные на сохранение жизни. И в подсознании человека укоренилось стремление к знаниям, которые помогут выжить. По мере усложнения жизни усложнялись и способы передачи опыта для дальнейшего применения. Но эффективным остался понятный и простой способ: показ действий учителем, повторение учеником и получение результата повторения. В психологии такой способ называют психологическими занятиями и упражнениями в игровой форме [46, C. 43].

Занятия проходят в игровой форме, потому как необходимость игры объясняется тем, что ребенок деятельностное существо, которому присуща любознательность. «Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - говорил известный советский педагог В.А. Сухомлинский. [59, С. 97].

Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания и обращают внимание в основном на то, что непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять на ту или иную задачу - важное приобретение младшего школьного возраста.

Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми ученик сможет руководить собственным сознанием.

Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и распределением между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя действия, мог и должен был следить за работой товарищей [4, С. 17].

Семилетний ребенок, пришедший в школу, стремится по преимуществу буквально запомнить внешне яркие и эмоционально впечатляющие события, описания, рассказы. Но школьная жизнь такова, что требует от детей произвольного запоминания материала. Ученики должны специально запомнить режим дня, правила поведения, домашние задания, а затем уметь применить правила в поведении или уметь воспроизвести на уроке материал. У детей вырабатывается различение задач. Одна предполагает буквальное запоминание материала, другая - лишь пересказ своими словами.

Первоначально дети применяют простые способы - многократное повторение материала при расчленении на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Самоконтроль за результатами запоминания происходит лишь на уровне узнавания. Так, первоклассник смотрит в текст и полагает, что заучил, поскольку испытывает чувство "знакомости". Лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания. Большинство нуждается в специальном и длительном обучении этому в школе и дома.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Мотив и мотивации
Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает, необходимость в возникновении и соверш ...

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста
Анализ литературы [4;5;9;14;15;16;17;33;36;51;62;70;76;82;83 и др.] показывает, что манипулирование предметами, сопровождаемое эмоциональным оживлением и чувством удовольствия, можно считать игрой. Условия для игры-манипуляции создаются в ...

Влияние мотивационной готовности к обучению в школе на успешность адаптации
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего с ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru