Сущность мышления как познавательного процесса

Материалы » Развитие мышления » Сущность мышления как познавательного процесса

Страница 2

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. В зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи её решение может осуществляться различными способами. Наименее желательным является способ проб и ошибок, при котором обычно не имеется ни достаточно чёткого осознания задачи, ни построения и целенаправленной проверки различных гипотез. Этот способ, как правило, не приводит к аккумуляции опыта и не служит условием умственного развития человека. В качестве способов решения мыслительной задачи, которые не только позволяют скорее найти ответ, но и являются условиями умственного развития человека, могут быть названы такие, как пассивное и активное использование алгоритма, целенаправленная трансформация условий задачи, эвристические способы решения задачи.

Процесс решения задач состоит из пяти этапов:

мотивация (желание решить проблему);

анализ проблемы;

поиск решения проблемы на основе известного алгоритма, на основе выбора оптимального варианта и на основе принципиально нового решения с учётом логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приёмов. Решению задачи зачастую способствует озарение;

доказательство и обоснование правильности решения;

реализация и проверка решения, а в случае необходимости и его коррекция.

Для того чтобы выявить объективные отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями в ходе формирования понятий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач человек прибегает к мыслительным операциям – сравнивает, анализирует, обобщает и классифицирует.

Обозначим суть основных мыслительных операций:

Анализ – мыслительное расчленение элементов целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;

сравнение – установление отношений сходства и различия;

обобщение– выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

абстрагирование – выделение какой – либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют;

конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;

систематизация, или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (т.е. раскрытия всё более существенных связей и отношений).

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Психофизиологический подход к исследованию предпринимательства
Каждый человек способен отождествлять себя с определенным родом деятельности. Так личность заявляет о своей индивидуальности в социуме или принадлежности к какой-либо социальной группе. Собственно предпринимательство можно трактовать как ...

Анализ понятий «индивид» и «ситуация»
Для более глубокого понимания рассматриваемой темы дадим определение основным понятиям. Понятие «индивид» (от лат. individum - неделимый) включает в себя прежде всего описание и отображение разнообразных ипостасей бытия личности. Данное ...

Ланге Николай Николаевич (1858-1921)
Николай Николаевич Ланге родился в 1858 г. В юности он интересовался не психологией, а философией и историей, после окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. После завершения учебы в 188 ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pclever.ru