Сущность, основные задачи и методы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД
Для более глубокой и полной оценки состояния специалиста большое значение имеет, кроме психолого-педагогического наблюдения, самоконтроль, т.е. самостоятельное регулярное внимание к своему здоровью, физическому развитию, выявление влияния на организм работы в экстремальных ситуациях путем оценки субъективных ощущений и некоторых объективных данных.
Специалисты БЖД - это в основном молодые люди, энтузиасты избранной ими профессии. Они нередко переоценивают свои возможности и, стремясь побороть недомогание, преодолеть усталость и выполнить порученное им дело в чрезвычайно сложных ситуациях, скрывают от медиков, что нарушают режим труда и отдыха. В таких случаях немалое значение имеет взаимоконтроль. Это, конечно, дело очень тонкое, требующее проведения в коллективе определенной кропотливой работы, направленной на изжитие таких качеств, как ложный стыд, круговая порука. И, однако, необходимо добиваться, чтобы специалисты, осуществляя само- и взаимоконтроль, своевременно сообщали бы обо всех изменениях в состоянии здоровья (самочувствии) врачу или психологу. Проявляя максимум деликатности и тактичности, врач вместе с психологом помогут им восстановиться, повысить работоспособность. Эффективность и безопасность профессиональной деятельности зависит как от качеств, характеризующих состояние здоровья человека, так и от его психофизиологических свойств [6].
Психофизиологическая подготовка.
Главная цель психофизиологической подготовки - на базе идейной убежденности и мастерства развить психологическую готовность к мобилизации всех внутренних резервов организма.
Главным принципом ее является единство общего и специального, их тесная взаимосвязь. Выделяют следующие направления этого вида подготовки: развитие морально-волевых качеств; формирование и совершенствование необходимых для специалиста психологических качеств; выработка психофизиологической устойчивости к экстремальным ситуациям; обучение самонаблюдению и саморегуляции.
Для постоянного повышения своего мастерства, воспитания силы воли, духа, мужества обучаемый должен быть способен преодолеть себя, свои слабости. Процесс морально-волевой подготовки - это и есть процесс преодоления различных препятствий в ходе тренировок, соревнований, повседневной работы. Необходимо развивать у специалиста БЖД чувство патриотизма, любви к Родине, к своей профессии, долга и чести, собственного достоинства и товарищества, воспитывать самокритичность, повышать требовательность к себе. Постоянно тренировать его в преодолении внутренних и внешних препятствий (например, соблюдение режима, дисциплинированность) и т.д. Причем, перед обучаемым надо ставить только выполнимые задачи [6].
Очень важно выработать у специалиста БЖД такое психофизиологическое качество, как устойчивость к трудным ситуациям. Оно основывается на жизненном опыте, знаниях, характере труда и достигается путем специальных тренировок. Прежде всего, необходимо обучить быстрому распознаванию сложных ситуаций и построению схем действий по их ликвидации. Таким образом, в ходе тренировок, обучаемый овладеет нужными навыками, снизится напряженность в его действиях. В результате у него на 30-40% может увеличиться резерв времени, повысятся точность выполняемой работы и ее результативность. Повышению психофизиологической устойчивости способствует суточная тренировка по И.Шультцу. Она представляет собой систему физических и психических приемов, изменяющих тонус мышц и кровеносных сосудов, которые влияют на динамику некоторых психических процессов. В итоге становятся возможными преднамеренное воздействие на некоторые физиологические функции, а также регуляция общего состояния и самочувствия [18].
Аутогенная тренировка состоит из упражнений, выполнение которых направлено на то, чтобы человек научился сознательно управлять своей вегетативной нервной системой. В основе их лежат три способа воздействия на состояние нервной системы и физические функции организма.
Первый способ связан с особенностями влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на нервную систему. Если волевым усилием затормозить двигательные реакции, которыми проявляются эмоции, то последние заметно ослабевают или же совсем исчезают. Наоборот, если произвольными движениями внешне выражать характер того или иного эмоционального состояния, то человека постепенно охватывает и соответствующее внутреннее переживание.
Второй способ связан с воспроизведением в нашей памяти каких-то представлений (образов предметов, явлений и состояний), которые в прошлом воспринимались или переживались нами. •
Третий способ прямого влияния на психофизиологические функции организма, он обусловлен регулирующей и организующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно в виде формул самовнушений.
Другие статьи:
Виды депрессий и происхождение депрессии
Депрессия - одно из самых распространенных заболеваний в мире. Каждая пятая женщина и каждый десятый мужчина хотя бы раз в своей жизни заболевает депрессией. Принято выдеоыть следующие виды депрессий:
Классическая депрессия - это душевно ...
Акцентуированные личности
Акцентуация личности - нормальная особенность личности, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивос ...
Знаковая память: методика развития и факторы, влияющие на её развитие
Существует три взаимосвязанных вида памяти: знаковая, образная (ассоциативная) и нормативная образуют разные по содержанию удовольствия и боль.
А – Знаковая память – формируется через пять органов чувств, которые фиксируют изменяющиеся р ...