Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников
Песочная терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием песка. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что песок оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра в песочнице способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [21].
Песочница является привлекательной средой для осуществления юнгианского анализа, гештальт-терапии, психоаналитической терапии, когнитивной и поведенческой терапии, арт-терапии, а также проведения обучающих занятий. Сказкотерапевтический подход не входит в противоречие ни с одним из подходов.
В контексте сказкотерапии мы рассматриваем песочницу, во-первых, как среду для создания сказок и мифов.
Во-вторых, мы рассматриваем песочницу как посредника в установлении контакта с группой. Особенно в ситуациях, когда начинающий психолог не знает, с чего начать, как установить контакт, он может предложить вместе построить в песочнице сказочную страну.
В-третьих, играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, дети, независимо от возраста, чувствуют себя настоящими волшебниками. Ибо создается мир, подвластный им, герои играют роли, какие они захотят, события приходят к развязке, которая им необходима.
В-четвертых, игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого художника». Не все хорошо рисуют, но каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок.
В-пятых, игра в песочнице не имеет методических ограничений, только общечеловеческие. Ставка делается на таинство взаимоотношений между группой детей и специалистом.
В-шестых, песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого. Причем главное в процессе постижения — это не когнитивный анализ символизма и расположения фигурок, а интуитивно-эмоциональное ощущение, которое возникает у специалиста, наблюдая за межличностными отношениями в группе в процессе деятельности и построенной композиции в песочнице.
В-седьмых, сказочная инструкция, наделяющая группу детей ролями «Волшебников», позволяет не только перенести в песочницу эмоциональное состояние каждого ребенка, но и найти созидательные пути его изменения.
Анализируя песочные картины и «песочные сказки», можно диагностировать следующие феномены:
Наличие внутренних конфликтов. Они заметны даже «невооруженному» глазу неспециалиста. Если в песочнице идут бои, добро борется со злом, но зло побеждает, если песочная страна находится в состоянии разрушения или запустения, в этом случае даже сторонний наблюдатель скажет: «Похоже, на душе у автора не все спокойно». Бывает, что внешне песочная страна выглядит вполне благополучно, по ощущение от восприятия картины неоднозначное, она вызывает противоречивые чувства. Скорее всего, здесь также имеет место скрытый конфликт, подавляемое напряжение. Детализировать ситуацию, разобраться в ней, поможет более тонкий анализ песочной картины.
Уровень и направленность агрессии. Если в песочнице разворачиваются баталии, или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются агрессивные действия, мы имеем дело с достаточно высоким уровнем агрессивности. Особенно, если это подтверждается еще и устным рассказом о картине. Гетероагрессия проявляется через противоборство армий в песочнице. Аутоагрессия проявляется в разрушительных действиях по отношению к главному герою песочной сказки, в неприятностях, которым подвергает его автор.
Другие статьи:
Динамика конфликта
Общество, как и отдельный человек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого развития является конфликт, представляющий собой процесс, состоящий из определенных этапов.
Динамика конфликта — это и есть процесс его изменения ...
Три функции речи
В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Можно выделить три ее основные функции. В первом случае речь выступает как устная речь: монологи, диалоги, беседа нескольких лиц; во втором – речь протекает во внутреннем плане, ...
Основы понимания духовного кризиса
На мой взгляд, основы понимания духовного кризиса в западной психологической науке были заложены американским философом и психологом Уильямом Джемсом (1842 – 1910). Его книга "Многообразие религиозного опыта" [12] - это классиче ...