Понятие конфликта и его признаки
Конфликт (англ. conflict; от лат. conflictus – столкновение)
В психологии под конфликтом
как правило понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов. Трудности точной дефиниции конфликта связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием конфликтов [2].
В связи с этим были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков конфликта:
1) биполярность (носитель противоречия)
Подразумевается наличие в любом конфликте противостоящих тенденций. Идет ли речь о внутриличностном конфликте, межличностной или о межгрупповом – в любом случае в конфликте присутствуют две инстанции, противостоящие друг другу.
2) активность, направленная на преодоление противоречия;
Эта активность называется «столкновением», «несовместимостью», «противодействием» и т.д.
3) субъектность (наличие носителей, выразителей конфликта)
Этот признак подчеркивает «социальность» конфликта, делая его «человеческим явлением», отличая, например, от борьбы в животном мире.
Существуют многочисленные типологии конфликта, однако раскрытие их всех не является одной из задач данной работы.
Необходимо отметить, что при учете последствий конфликта (для личности, группы) выделяют три важных функции конфликта: деструктивную, конструктивную и стабилизирующую.
Деструктивная функция, предполагает, что конфликты расшатывают и разрушают установившиеся структуры, индивидуальные и групповые нормы, обесценивают ценностные ориентации, усиливают противоречия ситуации.
Конструктивные функция свидетельствует, что в конфликтах происходит перестройка, обновление структуры, овладение новыми функциями, установление новых связей, способствование жизнедеятельности личности или функционированию организации.
Стабилизирующие конфликты также приводят к позитивным результатам, только не за счет перемен, а путем устранения отклонений и закрепления уже существующего.
Таким образом, конфликт – это противоречие между субъектами ситуации, которые проявляют активность, чтобы преодолеть это противоречие. Конфликт не всегда деструктивен, зачастую он выполняет конструктивную и стабилизующую функцию.
Очень важную роль в конфликтной взаимодействии и исходе конфликта играют те стратегии и стиль поведения, которые избирают субъекты конфликта, в следующем параграфе остановимся подробнее на таких стратегиях.
Другие статьи:
Виды общения
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
1.3 Кондиционное ( ...
Особенности эмоциональной сферы младших школьников
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени веду ...
Развитие высших психических функций в переходном возрасте
Вся история психического развития в переходном возрасте состоит из, строгой иерархии, т.е. перехода функций вверх и образования самостоятельных высших синтезов. В процессе развития все эти функции образуют сложную иерархическую систему, г ...