Теоретический анализ литературы
Научное объяснение темпераментам дала неврологическая теория, основателем которой был русский физиолог И.П. Павлов. В своих исследовательских работах он пришел к выводу о том, что тип высшей нервной деятельности, или типы нервной системы являются физиологической основой темпераментов. Он в своих исследованиях остановился на четырех типов высшей нервной деятельности. Эти типы характеризуются определенной совокупностью показателей основных свойств процессов возбуждения и торможения - силы, подвижности и уравновешенности. Эти три свойства нервной системы в классификации И.П. Павлова в разных сочетаниях дали четыре типа высшей нервной деятельности, влияющих на четыре темперамента:
слабая н. с. (нервная система) - слабый тип (меланхолик);
сильная, уравновешенная, подвижная н. с. - живой тип (сангвиник);
сильная, уравновешенная, инертная н. с. - инертный тип (флегматик);
сильная, неуравновешенная н. с. - безудержный тип (холерик).
Здесь следует отметить, что И.П. Павлов называл всегда вместе тип и темперамент, но полностью он их не отождествлял. Он отмечал, что необходимо различать, во-первых, генотип, или темперамент, как прирожденную, природную особенность нервной системы, и фенотип, или характер, как сочетание наследственных и приобретенных свойств, выражающееся в "окончательной наличной нервной деятельности". Кроме того, свойства нервной системы и темперамента не всегда имеют непосредственную связь: одно и то же свойство (например, уравновешенность) может по-разному проявиться в разных темпераментах, а один и тот же темперамент по-разному будет зависеть от свойств высшей нервной деятельности.
Тип нервной системы - понятие физиологическое. А темперамент - психологическое. Темперамент - это динамическая характеристика деятельности; он выражается не столько в ее конечном итоге, сколько в ее течении.
И.П. Павлов никогда не считал свою работу полностью законченной, а типологию - окончательной, и отчетливо понимал, что описанные им типы нервной системы - нереальные портреты, поскольку не один конкретный человек не обладает всеми признаками того или иного типа.
Павловская концепция связи типов темперамента с типами нервной системы явилась серьезным шагом на пути исследования оснований классификации темпераментов, она направила внимание к дальнейшей детализации - соотнесению отдельных свойств нервной системы с конкретным типом темперамента.
Впоследствии к основным составляющим темперамента относят две характеристики поведения - энергетический уровень и временные параметры. Первая описывается через активность и реактивность; вторая - через подвижность, темп, ритмичность реакции. Реактивность человека тем выше, чем слабее раздражитель, способный вызывать реакцию. Она показывает, насколько сильно разные люди реагируют на одинаковые стимулы: высокореактивные - сильно возбудимы, но обладают низкой выносливостью при воздействии сильных или часто повторяющихся раздражителей. Соотношение реактивности и активности показывает, что сильнее воздействует на человека - случайные факторы (события, настроения и т.д.) или постоянные и долгосрочные цели. Согласно концепции Стреляц активность и реактивность находятся в обратной зависимости: высокореактивные люди, сильно реагирующие на раздражители, обычно обладают пониженной активностью и малой интенсивностью действий, их физиологические процессы как бы усиливают стимуляцию, и она быстрее становится для них чрезмерной. Низкореактивные - более активны, реагируя слабее, чем высокореактивные, они могут поддерживать большую интенсивность действий, так как их физиологические процессы скорее подавляют стимуляцию.
Другие статьи:
Классификация ЗПР
Детские неврологи (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, 1981) ввели понятие неспецифической, или доброкачественной, задержки развития, которая обусловлена замедлением темпа созревания морфо-функциональных структур головного мозга, и специфическо ...
Типология
агрессивного поведения
Все мы, естественно, относимся к проявлению агрессии негативно, однако при этом переносим наше отрицательное отношение с конкретных проявлений агрессии на понятие «агрессия» в целом. Между тем это не совсем правильно: многие исследователи ...
Особенности эмоционального развития
Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучении. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее ег ...