Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.
При умственной отсталости в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные, сложные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения. Сенсомоторный уровень речи у этих детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства школьников происходит коррекция нарушений сенсорно-перцептивного и моторного уровня, полное устранение дефектов фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В то же время семантический и языковой уровни развития у этих детей не достигают нормы.
Нарушения речи у умственно отсталых детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.
У детей с умственной отсталостью встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей (дислалия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.). Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект.
Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.
Даже в самой легкой степени речевое развития умственно отсталых дошкольников характеризуется ограниченностью словарного запаса, резким расхождением объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностей актуализации словаря, что обусловлено интеллектуальным нарушением. Потому, играя, дети с проблемами интеллектуального развития. Как правило, действуют молча. С большим трудом, овладевая речевым содержанием, без которого невозможно протекание сюжетно- ролевой игры. В самостоятельных играх они используют заученные фразы, не внося в них никаких изменений и дополнений. Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик. Проявление творчества в этом случае может восприниматься как показатель интеллектуальной сохранности ребенка. Только в старшем дошкольном возрасте дети с проблемами умственного развитию начинают обозначать роль словом (я - врач, я - шофер), понимают её и выполняют ряд действий, соответствующих ей. Однако даже в конце дошкольного возраста они не могут самостоятельно взять на себя роль и действовать в соответствии с ней до конца игры. Поэтому принятие роли чаще всего происходит под руководством педагога, который помогает детям вспомнить последовательность развития сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, участвующими в игре, а также, принимает непосредственное участие в игре. В таких условиях большинство старших дошкольников принимают на себя роль и действуют в соответствии с ней до конца игры.
У старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, как и у нормально развивающихся детей, наблюдаются предпочтения в выборе ролей. Привлекательными являются роли, связанные с выполнением четко очерченных разнообразных действий. Например, в игре «Магазин» это роли кассира и продавца, в игре «Доктор» - врача и медсестры. Роли менее «активные» популярностью не пользуются, они оказываются более сложными для исполнения. При отсутствии необходимого жизненного и игрового опыта дети не знают, как раскрыть роль покупателя, больного и т.д.
Другие статьи:
Оппортунический комплекс в XXI веке
Бихевиоризм отражает ускоряющийся онтогенез речи, независимо от психического состояния пациента. Важность этой функции подчеркивается тем фактом, что стимул иллюстрирует гомеостаз, как и предсказывает теория о бесполезном знании. Мышление ...
Эмпатия и рефлексия
Существуют две формы познания — эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинако ...
Экологический подход в психологии
Экологический подход к психол. проблемам проявляется в том, что действия индивидуума рассматриваются в неразрывной связи с контекстом, в к-ром они совершаются, включая межличностный, соц. и физ. аспекты этого контекста. Первое исслед. в о ...