Факторы, способствующие поддержанию корпоративной культуры
В решении задачи поддержания сформировавшейся корпоративной культуры определяющую роль играют три фактора:
1. система единых требований к коллегам (подчиненным);
2. деятельность административной команды;
3. культурная адаптация и ее основные стадии.
Система единых требований к коллегам (подчиненным).
Система единых требований к коллегам (подчиненным) позволяет успешно выполнять работу, эффективно осуществлять совместную деятельность. При приеме на работу проводится собеседование с претендентом, предпочтение отдается тому, кто в большей степени совместим с организационной культурой и системой ценностей.
Деятельность административной команды
.
Административная команда формирует свой вариант корпоративной культуры. Они подбирают, продвигают тех, кто способен быть опорой, примером, основной силой в реализации поставленных целей, в решении масштабных, перспективных задач, значимых для всего коллектива. Если руководитель формирует корпоративную культуру, то его заместители формируют необходимые условия и побудительные мотивы, вынуждающие сотрудников принимать те ценности и отношения, которые отвечают целям данного учреждения и одновременно удовлетворяют их потребностям. Чтобы действия руководства способствовали формированию и укреплению корпоративной культуры, заместитель, помощник должен быть последователен в своих действиях. Любое несоответствие между поступком и его последствиями, подрывает основы корпоративной культуры. Работа каждого члена коллектива должна быть оценена, иначе не формируется обратная связь необходимая для поддержания эффективной работы каждого и мотивации к дальнейшей деятельности у всех участников большого процесса, не поддерживается дух корпоративной культуры ее норм и установленных ценностей. Следовательно, корпоративная культура передается через ответную реакцию членов администрации на действие подчиненных.
Культурная адаптация и ее основные стадии.
Важно помочь новым работникам, учащимся, адаптироваться к организационной культуре. Этот адаптационный процесс называется социализацией или аккультурацией, когда речь идет об усвоении новых культурных ценностей. Потребность в знаниях о корпоративной культуре обостряется в ситуациях, вызывающих удивление новичка - неясных, неординарных, либо искусственно созданных, в которых используются знания о корпоративной культуре. Процесс вступления новых работников - самая критическая стадия социализации. Так как иногда и один человек способен расшатать сформированную, устоявшуюся структуру, если не введен в «мир» данного учреждения.
В разных организациях могут быть различные представления о приоритетах, например, таких:
§ что считается хорошей работой;
§ насколько допускается фамильярность в деловых отношениях;
§ принято ли проявлять (и если да, то до какой степени) почтение и уважение к вышестоящим сотрудникам;
§ как следует выглядеть на работе; насколько важны различные режимные моменты в организации рабочего дня;
§ что является нормой в отношении к работе, профсоюзной деятельности, коллегам;
§ принято ли общение с коллегами во внерабочее время и т.д.
Овладение корпоративной культурой подобно процессу развития компетенции в иностранном языке. Или, по словам К. Геертса, это умение отличать просто подмигивание от глубокого смысла тайно поданного знака.
Методы получения информации о корпоративной культуре в процессе культурной адаптации
1. Открытые методы прямого вопроса, когда легко напрямую спросить «носителя» корпоративной культуры о той или иной проблеме.
2. Вопросы могут быть заданы не напрямую в том случае, когда стоит позаботиться о «сохранении лица» (например, когда проблема входит в сферу его профессиональных навыков или когда новичок не чувствует себя достаточно свободно в данной ситуации).
Другие статьи:
Кризис 17 лет
Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, ...
Понятие самооценки, ее сущность и виды
Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека является самооценка. Она обусловливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам ...
Влияние межличностных отношений на удовлетворённость
работой в коллективе
Критерий удовлетворенности широко используется в науке как индикатор определения состояния социально-психологического климата. Однако определять СПК только по критерию удовлетворенности представляется сложным, поскольку можно быть удовлет ...