Знаковая память: методика развития и факторы, влияющие на её развитие
Существует три взаимосвязанных вида памяти: знаковая, образная (ассоциативная) и нормативная образуют разные по содержанию удовольствия и боль.
А – Знаковая память – формируется через пять органов чувств, которые фиксируют изменяющиеся различия, полученные опытным путем. Она формируется с помощью наслаждения и болевых ощущений. Воспроизводство функционирования чувств является потребностным состоянием. При достаточном развитии их удовлетворение доставляет наслаждение. Каждое чувство имеет также свои пороговые состояния, за которыми может быть отсутствие получение информации или начинаются болевые ощущения. По описаниям в литературе эта память соответствует двигательной или механической.
Методика развития. Все чувственные ощущения должны развиваться. В зависимости от частоты использования в процессе своей жизни они могут иметь разные пороговые состояния (обостренное чувство, высокая степень чувствительности) или состояние притупления. Стихийно эта память лучше формируется у детей со стилем «А». У них более четкая фиксация зрительных картинок, они лучше на слух запоминают слова. Стиль «В» больше ориентируется на осязательные ощущения и на свое самочувствие. Стиль «С» на оттенки вкуса и запаха.
Всем детям для развития памяти необходимы упражнения на развитие своего чувственного опыта. Детям после года задаются вопросы на оценку реального опыта общения: что мы слышим, что видим, какой вкус, мягкая твердая поверхность и т.д.
Детям после трех лет вопросы задаются более сложные: Какие оттенки? Что напоминает? Детям старше пяти лет можно задавать вопросы на воспроизводство памяти. Например, по фотографиям, по видам из окна задаются вопросы: какой запах цветов? Как шелестят эти кусты на ветру? Детям можно показывать на несколько секунд различные картинки, чтобы они учились восстанавливать их с закрытыми глазами на внутренней ментальной памяти. Ученики младших классов должны тренироваться в способности представить перед глазами небольшие тексты стихотворений и другого учебного материала.
Притом, необходимо отметить, что дети со стилем «А» это будут делать с легкостью.
Детям со стилем «В» необходимо научиться предварительно осмыслить характер картинки, выделяя на каждом этапе какие-то значения.
Детям со стилем «С» необходимо научиться предварительно увидеть в ней какой-то смысл, логику развития.
Причина неразвитой зрительной памяти чаще всего скрывается в неумении организовать зрительное восприятие информации. Хаотичность восприятия, неорганизованность в ориентировании в пространстве может порождать дезориентированность (боязнь потеряться, боязни движущего транспорта и т.д. или боязни замкнутых пространств). Уже малолетних детей необходимо обучать упорядоченности в организации зрительных ощущений: всегда слева направо и сверху вниз. Обучение этой методике позволит в значительной степени профилактировать гибель детей в дорожной обстановке.
Факторы, ухудшающие функционирование знаковой памяти.
При поражении психоактивными веществами (медикаментозное лечение), алкоголем, табаком и другими факторами, а также перенесение длительных страданий притупляет болевые ощущения и спектр работы ощущений сужается. В результате зрачок глаза теряет способность реагировать на изменение света. Все остальные чувства так же «замораживаются» на каком-то одном уровне реагирования. В ощущениях самочувствия происходит потеря восприятия боли, ощущений веса, неудобных поз, ощущений от сбоев в работе каких-то органов. После приема психотропных веществ человек при этом испытывает чувства легкости (парения), свободы от необходимости на все реагировать.
Такое частичное «отмораживание» чувств изменяет работу ощущений. Период жизни в этих состояниях создает свои структуры в бессознательном (измененное сознание), которые программируют ребенка на совершение действий, ведущих к воспроизводству болезненных состояний:
– безволие, ослабление памяти, неряшливость в одежде, личной гигиене;
– замедленность в движениях, нарушения в координации, равновесии, походке, потеря интереса к спорту;
– избыточная потливость, либо сухость кожи, а также оболочек губ и носоглотки;
– нарушения реагирования на свет, на вкус пищи, повышенная жажда, смена периодов отказа от еды с приступами прожорливости;
– повышенная раздражимость, непереносимость длительных нагрузок в ощущениях.
Другие статьи:
Причины агрессивности
1. Как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей.
2. Как выученное поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу.
Ребенок не становится агрессивным неожиданно. До о ...
Определение гиперактивности
Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети? Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются своим ближайшим окружением как объект постоянной заботы и источник беспо ...
Причины послеродовых психозов
Наблюдение показывает, что матери, страдающие послеродовой депрессией, подвержены повышенному риску развития депрессивного расстройства. Соматические симптомы послеродовой депрессии ослабевают, зато постепенно развиваются признаки нарушен ...