Факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте

Материалы » Гендерные особенности употребления алкоголя в подростковом возрасте » Факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте

Страница 4

Общение со сверстниками, употребляющими алкоголь, является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления алкоголя подростками, независимо от того, имеют место или нет другие факторы риска. Если друзья выпивают, это является сильным аргументом в пользу того, что подросток, возможно, будет злоупотреблять алкоголем. Очевидно, что запретить, подростку общаться с такими друзьями - задача не из легких, однако родители должны приложить все усилия, чтобы создать для ребенка необходимые факторы защиты от возможной алкоголизации. В том числе, родители могут обращаться к психологам и педагогам центров социально - психологической помощи.

Когда подростки считают, что от алкоголя нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с “хорошо проведенным временем", существует очень большая вероятность того, что они будут выпивать. По большей части то, как подростки объясняют свое поведение (употребление алкоголя), связано с существующими мифами типа "Хочу выпиваю, хочу нет", "От бутылки пива не становятся алкоголиками" и т.д.

Мифы, существующие в сознании подростков, разрушить очень сложно и порой просто невозможно. В этом случае эффективной может стать лишь работа психолога, групповая работа, направленная на обсуждение с подростками этих мифов и выработку у них собственного сознательного, а не мифологического, отношения к наркотикам и наркоманам.

Так же и алкогольные рекламы провоцируют подростков на употребление алкоголя. Алкогольные изделия рекламируются открыто. Сопровождающая их информация, например, “Полная свобода . ”, “Всегда первый . ”, “Свежий взгляд на вещи . ” и т.п. прочно связывает в сознании подростка алкоголь с ценностями жизни: свобода, достижения, престиж, дружба. Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечное стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь не алкоголь.

Реклама, к сожалению, принадлежит к числу макрофакторов, предупредить влияние которых, порой невозможно. Противостоять рекламе может только эмоционально зрелый и самодостаточный подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и окружающими взрослыми людьми.

Таким образом, индивидуальные факторы риска, по данным ряда авторов [13,15], включают следующие характеристики подростков:

гиперактивность и плохая концентрация внимания в детстве;

отгороженность или бунтарство в пубертатном возрасте;

антисоциальное поведение;

столкновения с правоохранительными органа ми;

низкий уровень реакции па алкоголь (способность не пьянеть);

тревога и депрессия;

благоприятное отношение к выпивкам,

поиск новых стимулов, высокая потребность в возбуждении.

Наряду с факторами, способствующими алкоголизации подростков можно выделить факторы, препятствующие или защитные. [1, с 48] В многочисленных исследованиях основным источником, как факторов риска, так и факторов защиты называют семью. Сверстники, школа, община лишь дополняют семью.

Некоторые подростки, даже когда они подвергаются многим факторам риска, не употребляют алкоголя. Исследования показывают, что от употребления алкоголя удерживает, по-видимому, целый ряд защитных факторов, как чувство юмора; внутренний самоконтроль, подросток чрезвычайно целеустремленный, стрессоустойчив. Склонность жить по законам и нормам общества, школы, общины и/или семейным стандартам, так же является защитным фактором употребления алкоголя подростками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Этапы решения мыслительных задач
Мышление - это процесс движения мысли от неизвестного к известному.[17] Начальный этап поисковой познавательной деятельности - осознание индивидом возникшей проблемной ситуации. Такие ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановк ...

Понятие гендер
Понятием гендер современная социальная наука обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы опреде ...

Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка
Общеизвестно, что кризисные ситуации в обществе, в силу своей непредсказуемости, сложности происходящих процессов, закладывают основы и формируют «очень долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации». Кризисные ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru