Социально-психологические особенности современного брачного поведения мужчин и женщин
Психология последних лет ориентируется на смешанные модели полоролевого поведения. Так, Сандра Бем выделила 8 типов полоролевого поведения, по 4 для мужчин и женщин (это маскулинные, фемининные, андрогинные и недифференцированные, которые присутствуют в каждой половой группе). Андрогинные отличаются наиболее гибким поведением и высокой продуктивностью, а недифференцированные - отсутствием жизненных сил.
Большинство психологов сходится в том, что психологическое предназначение женщины состоит в сохранении и развитии внутреннего мира, поддержании эмоциональных отношений с людьми, а мужчины призваны завоевывать и охранять внешнее пространство жизни своей семьи. Энергия мужчин направлена вовне, женщин - внутрь, мужчины активны, женщины чувствительны (восприимчивы, что вовсе не означает пассивности).
Как появляются и закрепляются признаки психологического пола? Разные теории рассматривали этот процесс с разных сторон. Говоря о психологическом поле, за рубежом используют два термина: sех, если речь идет о биологических основах поведения, и депйег, когда имеют в виду социокультурное содержание поведения (Кон И.С., 1982; Юнг К., 1982; Русалов В.М., 1993) [36].
В когнитивно-генетическом подходе полоролевое развитие связано со стадией интеллектуального развития ребенка, его Я-концепцией. При этом не обязательно подкреплять поведение; многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол.
Если половая роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то тендерная схема (обусловленные полом нормы поведения) является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6-7 лет жизни. Гендерные понятия формируются у детей на основании тех моделей, которые им предъявляются (Крайг Г., 2000).
Перечисленные подходы отражают разные аспекты мужских и женских проявлений. Однако при наличии полового диморфизма и дипсихизма понимание (и доверие) между полами все-таки возможно; достигается это благодаря опыту долгой истории успешного взаимодействия мужчин и женщин, закрепленной в архетипах анимы (у мужчин) и анимуса (у женщин), которые даже при отсутствии убедительной реальной модели для подражания предоставляют своим обладателям образцы мужского и женского поведения (Юнг К., 1982).
Обобщая сказанное, важно подчеркнуть, что психологические особенности должны выводиться из эволюционного предназначения каждого пола. Поскольку биологически они равноправны, то интерпретация особенностей и определение стратегии самоактуализации должны строиться на этологических основаниях.
Анализ теоретических работ по социальной психологии, философии, социологии и культурологи, раскрывая содержание представлений о семье, об источниках их формирования и основах брачного поведения будущих супругов, дал основание утверждать, что при взаимодействии будущих брачных партнеров его непосредственными регуляторами являются, прежде всего, социальные установки как готовность к определенного рода действиям и оценкам, а также тендерные стереотипы, выполняющие функцию фильтрации, избирательности и адаптации к будущему супругу.
Гендерные различия выбора партнера по браку представлены в содержании стереотипов, обусловленных патриархальной или феминистической точкой зрения: о физических данных будущего избранника, основанных на репродуктивных ожиданиях и биологических возможностях, полоролевых стереотипах о реализации семейных функций в будущем браке, традиционных стереотипов маскулинности - феминности, стереотипных представлений о разделении труда. Представления субъекта о будущей семье и партнере по браку базируются, прежде всего, на моделях родительской семьи, а также влиянии школы (вуза), государства со сложившейся актуальной социально-экономической и культурной ситуацией. Однако мы считаем, что перечень источников, приводимых в научной литературе, не отражает их многообразие, поэтому в теоретико-эмпирической модели постарались максимально учесть их, включив в соответствующий блок источников представлений молодых людей о семье и супруге. Семейная ориентация значительной части современной молодежи не сопровождается установкой на рождение детей, основной причиной являются социокультурные изменения, ведущие к смене приоритетов в представлениях о семье, когда дети не включаются в ценностный состав основ проектируемой семьи.
Другие статьи:
Память
Памятью
называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.
Процессы памяти:
· Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. З ...
Значение самооценки в развитии личности
Становление личности – одна из труднейших загадок. Личность формируется под воздействием множества факторов, важнейшими из которых являются социальная и семейная среда, воспитание и обучение, самовоспитание и деятельность (игра, учение, т ...
Ланге Николай
Николаевич (1858-1921)
Николай Николаевич Ланге родился в 1858 г. В юности он интересовался не психологией, а философией и историей, после окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. После завершения учебы в 188 ...