Историко-методологические основы изучения гендерных аспектов брачного поведения
Правило же экзогамии запрещает брак внутри собственной семейной группы, т.е. направлено на предотвращение браков между близкими родственниками. Это правило обладает универсальным и жестким действием, подкрепляясь в ряде случаев правовыми нормами, прямо запрещающими брак внутри одного клана.
2. К социологическим факторам брачного выбора относятся гомогамия и близость (соседство):
Гомогамия: Термин гомогамия обычно употребляется для обозначения тенденции заключения браков между людьми, обладающими некоторыми общими или сходными характеристиками - социальными, психологическими, физическими и т.д. Противоположная тенденция обозначается термином гетерогамия.
Необходимо обратить внимание на то, что понятия эндогамия и гомогамия зачастую сближаются. Однако между ними есть разница, которая заключается в том, что перенесенный в социологию семьи термин эндогамия обозначает, по сути, некое социокультурное принуждение, заставляющее индивида действовать в брачном выборе определенным образом. Термин же гомогамия (соответственно и гетерогамия) является чисто социологическим (хотя им также пользуются и этнологи), означающим, что браки между индивидами со сходными индивидуальными характеристиками являются более вероятными, чем браки между индивидами, чьи характеристики сильно отличаются друг от друга.
Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются:
возраст,
этническая принадлежность,
социальный статус,
образование,
уровень интеллекта,
внешность,
совместимость внутренних часов (т.е. так называемые совы и жаворонки).
При этом наибольшей является роль:
а) этнической принадлежности:
О роли этнической принадлежности можно сказать, что помимо действия правила эндогамии (в том, что касается этнической принадлежности), действуют и чисто социологические факторы, прежде всего степень этнической однородности той или другой территории.
б) роль возраста в брачном отборе:
Его роль подтверждается многочисленными статистическими и социологическими данными. При этом роль возраста несколько специфична, поскольку в этом случае более вероятным является не совпадение (равенство) возрастов партнеров, а небольшое превышение возраста партнера мужского пола.
Например, в 1993 г. в Российской Федерации было заключено 1.106.723 брака. Из них:
браки, в которых невеста была старше жениха, составляли 11%,
браки, в которых жених и невеста имели одинаковый возраст (точнее говоря, их возраст находился в одном и том же пятилетнем возрастном интервале), - 40%.
браки, в которых жених был старше невесты, - 49%. При этом почти две трети таких браков составляли те, в которых возраст жениха был на один пятилетний интервал больше, чем возраст невесты.
в) роль образования:
В целом, если брать эти три характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием и принадлежащих к относительно более низкой социальной группе (противоположная тенденция для женщин). Эта тенденция называется брачный градиент.
В обществах с сильно дифференцированной социальной структурой брачный градиент может вызывать "переизбыток незамужних женщин старших возрастов, блестяще образованных, профессионально занятых, не имеющих возможности найти себе брачного партнера из-за завышенных притязаний относительно статуса и образования". Подобное, впрочем, можно наблюдать и у нас, когда многие высокообразованные женщины вынуждены оставаться одинокими из-за того, что не могут найти себе "подходящего" жениха. Отсюда, вытекает и существование "второго пика " внебрачной рождаемости: потеряв надежду выйти замуж, такие женщины "сознательно" выбирают дорогу одинокого материнства.
Другие статьи:
Взаимоотношения со взрослыми
Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.
Среди тем, которые желательны в общении с ними:
· выбор будущей профессии;
· взаимоотношения с окружающими;
· учеб ...
"Связь как архетип"
Душа важно отражает закон, следовательно основной закон психофизики: ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражителя. Всякая психическая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва ...
Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую – различия типов памяти.
Различия в проду ...