Специфика личностного развития современных мужчин
Социально-психологическая и пост-модернистская парадигмы считают маскулинность продуктом культуры и общественных отношений, которые навязывают индивидам соответствующие представления и образы.
Лично мы придерживаемся первых двух парадигм и считаем, что на самом деле важнейшие свойства, отличающие мужчин от женщин являются объективной данностью, а культура лишь оформляет и регулирует их проявления.
Следует отметить, что маскулинность не является унитарной чертой, мужчина с высоким показателем маскулинности по одной шкале может иметь низкий показатель по другой шкале. Другими словами, маскулинность и связанные с нею социальные ожидания производны не от свойств индивида, а от особенностей мужской социальной роли. Согласно психоанализу, маскулинное самосознание и поведение являются продуктами подражания и идентификации с конкретным мужчиной – отцом или его символическим образом. Взрослые сознательно прививают детям, особенно мальчикам, нормы и представления, на которые они должны ориентироваться. Исходя из этого слово «социализация» понимается как то, что мальчики становятся тем, что они есть в результате взаимодействия с себе подобными.
Помимо рассмотренных подходов выступающих «за» маскулинность, существует и пост-структуралистский анализ, где маскулинность переплетается с расовыми, сексуальными, классовыми отношениями и изучается феномен «третьего пола» и гомосексуальности. В рамках этого подхода Коннелл говорит о том, что не существует единого образа маскулинности, который обнаруживается всюду. Внутри одной и той же школы, места работы будут разные пути разыгрывания маскулинности. Например «гегемонная» маскулинность характеризует лишь мужчин, стоящих на вершине гендерной иерархии. Вообще, психологами было замечено, что мальчики и мужчины представляют окружающим заведомо ложные, нереальные образы Я и возникает впечатление «делания гендера» (Ш. Берн, 2002).
Мужскую гендерную роль, на наш взгляд, лучше рассматривать с позиции Томпсона Плека, который определил ее как социальные нормы, содержащие предписания и запреты относительно того, что мужчинам надо чувствовать и делать. Эти нормы усваиваются посредством усиления, наблюдения за моделями и через культурные каналы, например средства массовой информации. Мужчины постоянно сталкиваются с трудностями, созданными и поддерживаемыми традиционной мужской ролью. В качестве нормы изучалось мужское поведение.
Существует 5 основных компонентов мужской гендерной роли (Ш. Берн, 2002):
1. Норма успешности/ статуса
Здесь ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. Эта норма может оказывать отрицательное влияние на процесс самоактуализации, самооценку мужчины и проявление его отцовских качеств.
2. Норма умственной твердости
Мужчина должен быть знающим, компетентным и всегда контролировать ситуацию. Эта норма может мешать восприятию новой информации, быть причиной серьезных ошибок и создавать проблемы в сфере взаимоотношений.
3. Норма физической твердости
Ожидания того, что мужчина будет физически сильным, мужественным и не избегать опасности. Эти нормы могут быть одной из причин агрессивного и раскованного поведения, которое включает в себя злоупотребление алкоголем, наркотиками, неосторожную езду, безответственное сексуальное поведение.
4. Норма эмоциональной твердости
Мужчина не должен выражать чувства, показывать эмоциональную слабость и обязаны сами решать собственные проблемы. В этом причины меньших подлинно близких отношений.
5. Норма антиженственности
Мужчинам следует избегать занятий и личностных черт, ассоциируемых с женскими. Эта норма также подавляет выражение эмоций, не позволяя проявлять желаемые, но стереотипно считающиеся женскими модели поведения, такие, как нежность и эмпатия.
Из сказанного, на наш взгляд, можно сделать следующие выводы. В мужском обществе сохраняется потребность отличаться от женщин. Отделение от материнского начала является необходимым аспектом мужской самоидентификацию У них быть мужчиной – значит прежде всего не быть женственным.
Важнейшим социальным институтом, поддерживающим маскулинные ценности, остается иерархическое мужское сообщество, где существуют такие положения, что мальчика делают мужчиной не женщины, а другие мужчины, которые могут и не являться отцами. Кроме того, мальчики раньше отделяются от родительской семьи, вследствие чего, по нашим наблюдениям, у них проявляется больше антинормативного поведения.
А в мужских ролях, на наш взгляд, происходит своеобразный кризис ввиду перемен в обществе. Все больше от мужчин ждут заботы о детях, выражения нежных чувств. Все это требует от мужчин навыков, которыми большинство пока не обладает. Кроме того, необходима реорганизация социальных институтов. Как подчеркивают специалисты, все больше мужчин вовлекается в семейную жизнь, но преградой на пути являются учреждения, где они работают и где нет никакой реальной поддержки. Возможно даже, что мужчины изменились больше, чем принято думать, просто обычно люди склонны выделять лишь тех индивидуумов и элементы поведения, которые подтверждают традиционные стереотипы.
Другие статьи:
Психология и философия
Связи психологии с философией являются еще более органичными, чем связи психологии с историей. Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.
К необходимости ...
Личность заключенного и анализ понятия «лишение свободы»
В нашей работе мы сравниваем ценностно-смысловое понимание свободы у мужчин заключенных в колонии поселения и находящихся на свободе. Но прежде, чем они оказались в колонии, они совершили преступное деяние, несмотря на, то, что знали, что ...
Смирнов Анатолий
Александрович (1894-1980)
Анатолий Александрович Смирнов родился 24 октября 1894 г. в городе Руза Московской губернии в семье присяжного поверенного. Он рано потерял мать и воспитывался в семье тетки. После окончания в 1912 г. Варшавской гимназии А. А. Смирнов пос ...