Родительство и отцовство как социальные институты

Материалы » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Родительство и отцовство как социальные институты

Страница 1

Как правило, говоря о родительстве, многие авторы подразумевают в этом контексте только матерей. Именно им посвящены многочисленные пособия по уходу за детьми и их воспитанию. В большинстве случаев именно материнское отношение является синонимом родительскому отношению, в связи с чем исследователи, обсуждая проблему детско – родительских отношений, изучают, прежде всего, отношения между матерями и детьми. Так в литературе много внимания уделяется психологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека: Д. Боулби, М. Эйнсворт, Брутман В.И.,1996, Филиппова Г.Г., 1999; Батуев А.С., 1996, Волков В.Г., Садкова Ю.С., 1995; Баженова О.В., Баз Л.Л.,1993, Коваленко Н.П., 1998; Шмурак Ю.И., 1993; Радионова М.С., 1996 и др.

Родительство в каждой психологической школе называется весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими положениями авторов. Так, Э.Фромм, рассматривал родительство как фундаментальную основу развития ребенка; Э.Эриксон в своей эпигенетической конценции подчеркивал, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к их защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нем. С другой — родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. Несмотря на различие в терминологии (удовольствие и реальность, любовь и контроль, безусловность и условность и т.д.), эта двойственность прослеживается в большинстве описаний родительского отношения, представленных в классических западных теориях .

На протяжении более века американское общество дискутировало по поводу того, что значит быть "ответственным родителем". Если большинство дискуссий о матерях 6ыло о том, что они должны быть вне семьи (если вообще должны что-то делать), то темой дискуссий об отцах была их роль в семье: какую роль должны играть отцы в жизни детей помимо общепризнанной роли кормильца. В какой степени они должны брать на себя функции по воспитанию детей, а также представлять модель мужского поведения?

В настоящее время появляется все больше исследований, затрагивающих проблему личностного развития мужчин и тему отцовства, в частности (Гурко Т.А.,2000, Зидер Р.,2001, Кон И.С.,2003). Среди публикаций можно встретить работы как отечественных, так и зарубежных авторов, но лишь немногие из них дают определение отцовства.

Так, согласно точке зрения Маргарет Мид отец есть биологическая необходимость, но социальная случайность ( цитир. по: Кочубей Б.И.,1990). По мнению Э. Фромма, отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия, приключения. Отец это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир (Фромм Э.). Как можно видеть, в этом определении делается акцент на непосредственные функции, связанные с отцовством. Как показали исторические и социологические исследования отцовства, данный феномен представляет собой социальное явление (Гурко Т.А.,2000). Для каждого поколения существует свой идеал отца, который зависит от времени и условий, и каждое поколение сталкивается с несоответствием между «культурой» отцовства и «поведением» отцов в семьях (Кон И.С.,2002). При этом многие авторы, участвовавшие в социологическом и историческом анализе указывают на то, что дать определение отцовству независимо от главных аспектов материнства и общественных представлений о воспитании детей невозможно. Вместе с тем, они утверждают, что отцовство имеет четкую структуру, которая рассматривает его не просто как набор характеристик или моделей поведения конкретных мужчин или даже вариантов отношений отцов с детьми, а как многосторонний процесс, затрагивающий отцов, матерей, близких родственников, культурные условия и общественные институты. Исходя из этих размышлений, авторы все-таки определяют отцовство как продукт образа жизни, убеждений, побуждений, ценностных ориентаций и моделей поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Концепция атрибутивного лидерства
Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как о ...

Реформы творческого образования детей в различных этно-культурных формациях
Пожалуй, наиболее впечаляющим в сфере образования в настоящее время являются перманентные реформы образования. Можно даже сказать, что мы живем в эпоху перманентного педагогического эксперимента. Например, известно, что на смену русской к ...

Периоды становления семьи. семейные кризисы
Кризисы семейной жизни являются одной из составляющих нормального развития семьи. Согласно научным взглядам, "кризис" означает момент разбалансировки системы, потери соответствия (равновесия) между проблемами личности и ресурсам ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru