Организация общения с агрессивными подростками

Страница 2

Конечно же последовательность не означает, что вы должны упорно "стоять на своем" даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции: вы только выиграете в углублении отношений, даже если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным.

Всем нам хорошо известно "золотое" правило воспитания – "правило кнута и пряника", т.е. поощрения и наказания. Остро дискутируемый вопрос о пользе наказания в работе по преодолению девиантного поведения должен решаться только с позиции полезности для выработки новых форм поведения. Критику негативного доведения необходимо сочетать с верой в силы, ресурсы и возможности сдвинуться с мертвой точки.

Поставьте позитивную цель, учитывающую интересы, права и возможности ребенка. Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат.

Необходимо опираться на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Нарушения поведения ребенком независимо от того, какими причинами они обусловлены, приводят в результате критики и других негативных реакций со стороны взрослого к негативной самооценке: "Я – плохой". Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий. Тогда агрессивное поведение станет приемлемым для ребенка, чтобы доказать правоту сценария. В связи с этим достаточно важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных для всех поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка; фокусировку положительных качеств, чувств, мыслей и т. п.; поиск нового положительного смысла.

Необходимо поощрять положительные изменения. Традиционно в нашей культуре принято вознаграждать «высокие успехи с точки зрения общего, а не индивидуального эталона!»[1, с.21]. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделять и ценить даже минимальную положительную разницу. Ведь путь на вершину складывается из малых шагов. Ребенок вряд ли сможет быстро стать кардинально другим. Вам вместе предстоит пройти долгий путь. Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной с точки зрения ребенка альтернативы. Она позволяет достичь значимых целей.

Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Именно поэтому важно предпринять шаги, предполагающие содействие реализации выработанного решения. В качестве такой меры может выступать стратегия "Предотвращение рецидива". Суть ее заключается в последовательной проработке нескольких пунктов:

Обсуждение в деталях желаемого поведения, прояснение смысла данного поведения, а также выявление признаков, по которым можно определить, что произошел срыв.

Выявление разницы между принятием решения относительно определенного поведения и использованием его в трудных, "провоцирующих" ситуациях.

3. Выявление ситуаций с высоким уровнем риска, определение лиц, мест, событий, которые могут провоцировать срыв.

Выявление лиц, обстоятельств, условий, которые помогут придерживаться желаемого поведения.

Выявление факторов, которые помогут мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва.

Выявление (тренировка) дополнительных навыков и качеств, которые необходимы, чтобы удержаться от срыва.

7. Подробное перечисление будущих выгод при новом поведении.

8. Разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хорошо выполненную работу, реализацию нового поведения.

Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, даже из лучших побуждений не загоняйте ребенка в угол, оставьте ему лазейку для сохранения самого себя. Следование данному правилу предполагает понимание того, что абсолютный идеал недостижим и что любые изменения должны созидать, а не разрушать ребенка. Используйте различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте
Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста а ...

Система взаимоотношений
Центральный психологический процесс в юношеском самосознании — формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства (Э. Эриксон). Взаимоотношения со сверстниками В ранней юности челове ...

Определение адаптации, и её виды
Адаптация – приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды. Различаются два аспекта адаптации – биологический и психологический. Биологический аспект – приспособление организма к физическим условиям среды (темпера ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru