Половое воспитание как фактор обретения идентичности
В рамках полового созревания ярко отражается акселерация. Фактически ребенок, соответствующий установившимся представлениям о возрастных нормах, может выглядеть отстающим по сравнению с акселерированными сверстниками и, что не менее важно, именно так воспринимать себя и восприниматься другими. В психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением личностной и социальной зрелости. Социальный статус большинства современных подростков 15-16 лет, соответствующих по физиологическому и половому развитию 18-19-летним в 20-30-х годах прошлого века, остается в лучшем случае неизменным.
Определение пола первоначально производится акушером на основании внешнего вида гениталий новорожденного (так называемый акушерский пол). Предопределенный биологически, он вызывает соответствующие реакции у окружающих, которые проявляются, например, уже в выборе цвета белья для новорожденного, в отношении отца и матери к ребенку. Отнесение ребенка к тому или иному полу формирует у родителей и окружающих определенные экспектации, которые, наряду с созданием у ребенка образа собственного тела, приводят к первичной половой идентификации: ребенок называет себя мальчиком или девочкой, не отдавая себе еще отчета ни в стоящих за этим анатомо-физиологических особенностях, ни в будущей предуготованной связи с положительной ролью.
В дальнейшем сознательно или неосознанно, или в подражание родителю своего пола, идентификации себя с героями сказок, «девчоночьих» или «мальчишеских» играх ребенок воспринимает многие характеристики мужественности или женственности. Под влиянием разнообразнейших источников информации дети постепенно осваивают знания, необходимые для понимания биологического аспекта своего полового назначения.
Если на осознание анатомо-физиологических особенностей пола уходят годы, то освоение психологических черт мужественности-женственности, постижение и интернализация половой роли требуют значительно больше времени. От своевременности и полноты этого процесса зависят уверенность в себе, цельность переживаний, определенность установок и, в конечном итоге, эффективность и адекватность общения с людьми, отношений в семье, в коллективе.
Формирование у ребенка интернализованных представлений о своей половой роли происходит прежде всего в семье и обычно протекает без затруднений, а затем более глубокое её осознание становится педагогической задачей, ибо чем менее эта роль осознается, тем более может возникать помех и искажений в психосексуальном развитии ребенка. Наряду с экспектациями, разъяснениями, поручениями, поддерживающими определенную половую роль, существенное значение имеет личный пример поведения во взаимоотношениях взрослых.
Дальнейшее психосексуальное развитие происходит под усиливающимся самоконтролем ребенка за своим поведением в соответствии с усваиваемыми образами и контролем детского окружения (детский сад, класс, отряд, компания), различающего мужественность или женственность своих сверстников.
Как указывает И.С. Кон (1978), задача полового воспитания и просвещения состоит не в том, чтобы спасти, уберечь людей от сексуальности, но в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной жизни, и их предпринимаемые в этом отношении усилия могут быть эффективны в долгосрочной перспективе.
Разработка вопросов полового воспитания и сексологии в нашей стране должна вестись с принципиально иных позиций, чем за рубежом, и практически систему полового воспитания еще предстоит разработать.
Другие статьи:
Влияние тревожности за ребенка во время беременности
Группа ученых – Г.Н. Чумакова, Е.Г. Щукина, А.А. Макарова – повели исследование, целью которого было изучение влияния тревожного отношения к ребенку во время беременности на его физическое и психическое состояние после рождения[6].
В исс ...
Несформированность психофизиологических и психологических предпосылок
учебной деятельности
Решение задач начального этапа школьного обучения предполагает определенный уровень развития у детей ряда психологических и психофизиологических функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью. Однако более 20 % семилеток и окол ...
Оценка мышления младшего школьника
У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. При решении мыслительных задач они опираются на реальные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. Процесс обучения быстро ст ...