Сущность идентификации и идентичности

Страница 3

Идентификация выступает как социально задаваемый феномен, как результат и форма отношений, как условие развития.

Смысл идентификации – обнаружение себя в социальном мире во всей сложности его структурно-содержательной организации. А вот формы, уровни, содержательные варианты идентификации в историческом развитии были различными. Но в любых случаях главным и обязательным моментом была субъективная представленность индивида в этом процессе.

Включаясь в деятельность определенного коллектива, человек при всех его индивидуальных особенностях присваивает нормы соответствующего поведения.

Цели, ценности, принципы и формы отношений, свойственные определенной группе, коллективу, обществу, бессознательно или сознательно структурируя соответствующие формы своих отношений, как субъект социального действия.

Но человек может отождествлять себя с определенными другими, принимая ценности другого и формируя себя соответствующим образом или создавая свой собственный образ, которому пытается следовать.

Идентифицируясь, индивид приобретает соответствующие субъектные и личностные характеристики, соотносимые им с качествами других, контакты с которыми являются предпочтительными для него по разным причинам, по разным мотивам. Смысл идентификации – обнаружить себя в обществе в самом широком понимании, в разных структурах его, ввести себя в качестве субъективно-значимого в соответствующий коллектив, в рамках которого он и приобретает свою субъективность, выполняя целезадаваемую деятельность как индивид.

Идентификация имеет свою структуру, содержание, степень выраженности.

Процесс идентификации имеет постоянно воспроизводимый (в большей или меньшей степени выраженный) результат – особое качество человека – идентичность, выраженную в разной степени и на разном уровне представленную – от идентичности с телом до личностной идентичности, определяемой совокупностью присвоенных качеств, норм, ценностей, интегрируемых индивидом своим Я.

Идентичность в эриксоновском смысле – это идентичность индивидуальная. Даже когда применительно к индивиду ведут речь о социальной идентичности, имеют в виду особое изменение индивида, которое в (социальной и индивидуальной) психологии и социологии с незапамятных времен обозначают как «социальное Я (social me)».

Выступая социальным феноменом по своей сущности, идентичность имеет индивидуальную природу своего осуществления, индивидуальное содержание, но выражает индивидную форму присвоения индивидом социальной сущности.

Способность человека к идентификации и проявление идентичности представляется чрезвычайно значимым фактором движения общества и развития человека.

Идентификация индивидов со своей группой обеспечивала саму возможность формирования коллектива.

Но только развитие индивидов и постоянное движение в идентичности, и способность к идентификации в их постоянном взаимодействии обеспечивает развитие общества.

«В логике идентичность – это вывод об отсутствии различий: одинаковость, неотличимость, полное совпадение черт сравниваемых объектов, процессов, явлений окружающего мира. В психологии идентичность – переживание индивидом своего единства с кем-либо или своей приверженности к чему-либо» [Колесов Д.В., 2004, с.12]. Единство с кем? С другим индивидом или их группой. Приверженности к чему? К идее, принципу, «делу».

К примеру, предприниматель заявляет: «Я и мое дело – единое цело». Порою это действительно настолько единое целое, что индивидуумы отдают за него и жизнь.

Идентичность – типичное явление человеческого бытия, вовсе не случайное и редкое. Следовательно, оно выражает некую потребность. Что за потребность? Чтобы разобраться в этом, для начала скажем, что идентичность дает индивиду. А дает она многое: все то, чем располагает та группа индивидов, с которой данный индивид себя идентифицирует, единство с которой он переживает. Идентичность позволяет индивиду присваивать себе часть тех достоинств и преимуществ, которыми располагает объект его идентификации: силу, богатство, деловые и политические возможности. Следовательно, идентичность может становиться потребным результатом потребности в более эффективном и надежном осуществлении индивидом своей жизнедеятельности. И он порою решает: к кому примкнуть? Так что в семантическое поле понятия «Идентичность» входит и понятие выбора. Конечно, иногда индивид идентифицирует себя с некоей группой и неосознанно, интуитивно, но всегда имея для этого основания, некую для себя пользу, выгоду, пусть даже только моральную. Именно так формируются политические течения: лидер с «идеей» и множество индивидов, которые идентифицируют себя как с ним персонально, так и с выдвигаемыми им предложениями и планами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Динамика развития мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Изучая вопросы мотивации учебной деятельности учеников с нарушением интеллекта, мы в первую очередь опирались на уже имеющиеся по этому вопросу данные литературы и с их учётом обобщали собранный нами материал. Попытаемся в общих чертах ра ...

Страх и чувства
Рождение — «ключевая сцена» пробуждения в земном пространстве, в дальнейшем она в смягченной форме тысячекратно повторяется по утрам, когда мы открываем глаза. С другой стороны, мы тысячекратно возвращаемся в состояние нерожденности, в со ...

Свойства, перенимаемые бодрствующим сознанием у сонного
Почти у всех маленьких детей бывают фазы, когда они кричат при пробуждении. Кричат просто потому, что просыпаются. Тогда мать берет на руки маленькое, орущее, брыкающееся, размахивающее ручонками, потное существо, взирающее на мир с выраж ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru