Забывание как нормальный и патологический процесс

Забывание как процесс памяти » Забывание как нормальный и патологический процесс

Страница 2

5) деструктивная функция выражается в разрушении деятельности.

Разрушающее действие забывания на личность, общение и деятельность сказывается в патологиях памяти. В теоретическом отношении особенно важны данные исследований патологии памяти, так как они позволяют определить те структуры, которые участвуют в мнемической деятельности, и лучше понять особенности функционирования памяти. Исследовательский материал, описания и интерпретации позволяют выявить некоторые закономерности памяти, факторы и условия забывания, формы амнезий. Амнезия - это нарушения памяти, возникающие при локальных поражениях головного мозга различного происхождения. Первопричинами амнезий могут выступать травмы, как физические, так и психические, и заболевания.

Расстройства памяти могут быть частными и общими, в первом случае затрагивается только одна из подструктур памяти, например какая-либо категория воспоминаний; во втором – память поражается во всех своих проявлениях.

Различают две основные формы амнезий – ретроградную (забываются события, предшествующие заболеванию) и антероградную (забываются события, происходившие после начала заболевания). Выделяются также формы, соответствующие функциональным нарушениям памяти, связанные не с органическими поражениями мозгового вещества, а с обратимыми изменениями вследствие сбоев мнемической деятельности в результате экстремальных воздействий внешней среды и пр.

Наиболее грубые формы амнезии были впервые описаны русским ученым С.С. Корсаковым и получили название корсаковский синдром. Это расстройство памяти наблюдается при множественном неврите, т.е. одновременном воспалении и перерождении множества нервных волокон, причиной которого часто является злоупотребление алкоголем. Больные хорошо помнят то, что происходило с ними до болезни, но забывают все, что случилось с ними в самое недавнее время. Если прервать рассказ такого больного, то он тут же забывает, о чем говорил, и может начать снова повторять все, что уже было сказано. Кругозор таких больных, хотя и сужен, но рассуждения их правильны и логичны, хотя направление хода мыслей часто подчинено внешним влияниям. Этот синдром представляет собой типичный случай ретроградной амнезии, так как память ограничивается тем, что было до начала болезни, хотя могут сохраниться какие-то воспоминания о начале болезни. Корсаков заметил, что болезнь поражает память неравномерно, что становится особенно заметным в процессе выздоровления таких больных – одни подструктуры восстанавливаются скорее других. Он описал типичный случай восстановления памяти у больного с полной потерей памяти недавнего. Через год от начала болезни больной начинает понемногу запоминать, узнает в лицо врача, хотя почти не может читать, так как тотчас же забывает прочитанное. Иногда появляются воспоминания, касающиеся периода амнезии, но они всплывают независимо от воли больного, сами по себе, а стимулом служит какое-либо яркое схожее впечатление. Однако то, что вспомнилось, уже не забывается и больной может снова и снова вызывать это воспоминание. По-прежнему не представляется возможным объединить эти эпизоды во временную последовательность, они хаотичны и среди них попадаются ложные и бредовые воспоминания. Глубоко поражается и потому долго не восстанавливается память умственных процессов. С течением времени память восстанавливается, хотя локализация воспоминаний во времени долго представляет собой проблему.

Корсаков предположил, что, «…то, что мы называем памятью, т. е. способность воспроизводить прежде воспринятые впечатления, обусловливается:

1) способностью нервных элементов сохранять следы воспринятых впечатлений (memoire de fixation) и

2) способностью воспроизводить эти следы (memoires de vocation)».[11]

Французский психолог Т. Рибо выделяет следующие виды амнезий:

1) временные;

2) периодические;

3) прогрессирующие;

4) врожденные.

Временные амнезии начинаются и заканчиваются неожиданно. Их продолжительность от нескольких минут до нескольких лет. Часто встречаются при эпилепсии, сопровождаются умственным расстройством и рядом действий, называемых умственным автоматизмом. В состоянии автоматизма человек совершает действия, о которых практически не сохраняется воспоминаний; может продолжать делать то, что делал до начала приступа, работать или разговаривать, совершать бессмысленные движения или даже преступления, о которых узнает впоследствии от третьих лиц. Факты подтверждают, что в периоды автоматизма сознание сохраняется, но в такой слабой форме, что за этим следует амнезия. Больной может отвечать на вопросы, ориентироваться на местности, однако его поведение напоминает поведение человека, находящегося в состоянии сонной грезы. Следовательно, амнезия эпилептиков может объясняться пониженным уровнем сознания в периоды умственного автоматизма.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Психологические особенности юношеского возраста
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что д ...

Факторы формирования гэмблинг – зависимости
В случаях участия в азартных играх бывает довольно трудно определить начало становления аддиктивного про­цесса, так как аддикция развивается постепенно, исподволь и к ней полностью отсутствует критическое отношение. В настоящее время пре ...

Креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов
Многие исследования креативности «личностного» направления, а среди них следует выделить Баррона, изучают роль мотивации в творческом процессе, а также влияние различных факторов социальной среды на развитие креативности. Поскольку психо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru