Исследование волевых свойств личности школьника
Уверенность в себе, решительность, смелость имеют в своей основе правильную оценку своих сил и возможностей: недооценка, как и переоценка их, ведет к несоответствию поведения личности с требованиями деятельности, с нормами морали. В первом случае формируется неуверенность, нерешительность и трусость, во втором — самоуверенность, необдуманная решительность, лихачество[25].
Особенности проявления решительности и смелости связаны с разными типологическими особенностями нервной системы. У возбудимых и неуравновешенных наблюдается склонность к импульсивной решительности, к смелости с неоправданным риском, у тормозных — склонность к нерешительности и неуверенности в своих силах.[32]
Решительность (как и уверенность в себе, смелость) связана с влиянием успеха на уровень притязаний личности. Повторяющиеся успехи, поддерживаемые особенностями ситуации и педагогическим побуждением, способствуют повышению уровня притязаний личности, что в свою очередь стимулирует проявление решительности в преодолении новых трудностей. Напротив, неуспехи порождают состояние нерешительности и неуверенности. При завышенных требованиях возникает резко отрицательное отношение к деятельности, а нередко и скачки в уровне притязаний (от высокого к низкому или от низкого к высокому). Это обусловливается, прежде всего, слабым развитием воли в предшествующий период. По исследованиям Ф.И.Иващенко, неуверенность в себе и нерешительность в учебных занятиях вызваются такими главными причинами, как: 1) несоблюдение принципа постепенности в обучении; 2) предъявление к учащимся непосильных требований; 3) высказывание недоверия к силам учащихся; 4) запугивание и наказание детей за плохие оценки; 5) чрезмерное заласкивание детей. В условиях неуспеха чаще, чем в других случаях, происходит перенос отрицательного отношения с одних заданий на другие. Формирование уверенности в себе, решительности к смелости связано с соблюдением условий, важнейшими, среди которых являются: доверие к возможностям личности со стороны руководителей, поддержка коллектива, воспитание у личности правильной самооценки, укрепление решительности и смелости в ситуациях, где требуется преодоление страха и неуверенности (Т.И. Агафонов), постепенное нарастание этих трудностей и др.[34]
Организованность, как качество личности школьника, исследовали С. Г. Якобсон, Н. Ф. Прокина, В. А. Гольнева и др. В структуру организованности входит не только умение планировать, но и потребность в этом планировании, потребность самому создавать условия и средства, которые могут обеспечить поведение по своему плану, постоянный самоконтроль за поведением. Как умение, организованность включает в себя целую систему наиболее частных умений, которые могут быть подразделены на две главные группах: 1) умственные умения ориентировки и планирования своих действий и 2) умение овладевать своим поведением при выполнении плана (подавлять желания, мешающие исполнению необходимого, регулировать движения, бороться с отвлечениями и помехами и др.). В соответствии с. этим различают разные уровни развития организованности. Важным условием развития организованности является оптимальная разнообразная активность в течение всего дня (В.А. Гольнева). Вредна для развития детей не только перегрузка, формирующая нервозность, спешку, поверхностное отношение к делу и общую неорганизованность, но в одинаковой степени и недогрузка. В последнем случае, например во внеурочное время, наблюдается бесплановость, пустая трата времени на случайные занятия, упадок волевой активности, лень и другие отрицательные явления.[7]
Формирование организованности обусловлено возможностями возраста. У учащихся первых классов, например, удается сформировать организованное поведение лишь при постоянной поддержке со стороны взрослых.
Другие статьи:
Предпринимательство как деятельность
В современной отечественной психологии предпринимательство, как правило, рассматривается с позиции традиционного деятельностного подхода. Примечательно, что и значительное число зарубежных работ находится в прямом соответствии с ним.
Люб ...
Поощрение и наказание как
методы педагогического воздействия на личность
Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы. Между тем смысловая, семантическая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Если, например, сравнивать коренные значения слов "поощрение" "наказание" лишь ...
Этапы становления аддиктивного поведения
Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов Станов ...