Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и её причины
В семье дети проходят большую школу воспитания чувств и нравственного поведения. Многое зависит от отношений между родителями, между ними и детьми. К ребёнку нужно относиться с уважением, серьёзно обсуждать то, что его волнует, помогать ему вырабатывать правильное представление о жизни.
Успешно миновав кризис, во время которого и дети и взрослые чувствуют себя «как на войне», ребёнок подходит к дошкольному периоду – периоду пробуждения и расцвета его творческих, познавательных и эмоциональных способностей.
Дитя умнеет «на глазах», становится любознательным, у него развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины и следствия. Ребёнок спрашивает обо всём, что ему интересно. А вот ответы родителей: «Спроси у воспитателя», «Вырастешь – узнаешь», «Ты утомляешь меня» и др. – это не оправдание родительской усталости и занятости, а обесцвечивание процесса познания, снижение положительной мотивации к усвоению знаний в будущем, формирование недоверчивости и отчуждённости по отношению к родителям. А отсюда и конфликты.
Остановимся на том, что личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки – самые близкие ребёнку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит благополучие семейного климата. Неоспоримым критерием благоприятного для эмоционального развития ребёнка типа семейного воспитания являются родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу. С момента рождения формируются особенности подходов, методов и приёмов общения родителей с детьми. Естественно, что в каждой семье этот опыт уникален, а вот его результаты не всегда соответствуют ожиданиям родителей и формированию эмоционально устойчивой личности ребёнка.
В семье, где царит покой, доброжелательность, живут радость и теплота, душевное состояние ребёнка отличается спокойствием, отсутствием серьёзных нервно – психических перегрузок, ребёнок уверен в себе и чувствует поддержку и понимание близких, его принимают таким, каков он есть. Родители таких детей нечасто обращаются к психологам по проблемам отклонений в поведении, конфликтам и трудностям в общении. Зато нередко они приходят на консультации по вопросам раскрытия способностей детей и их одарённости. Надо признать, что реальное воплощение таких отношений в семье скорее исключение, чем норма.
Часто встречаются семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью и напряжённостью, ребёнок невротизируется, испытывает психо-эмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим. В психологии есть очень чёткое высказывание: «Невроз ребёнка – это невроз семьи».
К сожалению, уровень психологической культуры у многих родителей пока ещё низок и не позволяет им оценить необходимость обращения к профессионалам, понимающим душу ребёнка и обладающим надёжными диагностическими и коррекционными методами оказания квалифицированной психологической помощи. Именно родители должны взять на себя всю ответственность за создание благополучного стиля взаимоотношений с ребёнком.
Не стоит искать универсальные рецепты по воспитанию своих детей, ведь чужие мысли могут только заставить человека размышлять, сравнивать, анализировать. Намного полезнее понаблюдать за собой, выявить некоторые негативные особенности своих взаимоотношений с ребёнком, обнаружить стереотипы мыслей, поступков, установок, которые неблагоприятно сказываются на ваших взаимоотношениях с ребёнком.
Родителям полезно знать признаки дисгармоничных типов семейного воспитания. Даже этого будет достаточно, чтобы осмыслить и изменить некоторые подходы к созданию благоприятной атмосферы развития эмоционального мира вашего ребёнка.
Гипоопекающий тип воспитания –
взаимоотношения в семье складываются по схеме эмоционального неприятия ребёнка в семье. Ему уделяется недостаточно внимания и заботы, у ребёнка не формируется чувство привязанности к родителям, отсутствует теплота и доверительность. Нередко это случается, когда ребёнок нежеланный, несвоевременный, в неблагополучных семьях, когда родители не задумываются, есть ли у них право иметь в данный момент малыша, за которого они несут полную ответственность. Неприятие может быть обусловлено индивидуально – личностными особенностями ребёнка: не тот темперамент, своеобразие характера, раздражающие привычки. Бессознательно подобный тип воспитания укореняется в семьях, где родился ребёнок не того пола, который планировался. Тогда родители просто не видят в нём его естественные черты, а как бы навязывают привычки и черты того пола, который ожидали. Ребёнок воспринимает подобное отношение как неприятия себя таким, какой есть, формируется чувство вины перед родителями, снижается самооценка, ребёнок склонен ощущать чувство одиночества и отверженности. Впоследствии у детей, воспитываемых по типу гипоопеки, искажается адекватное представление об окружающем. Мир может восприниматься враждебно, формируются агрессивные недоброжелательные взаимоотношения с ними. В противоположном случае ребёнок может, как улитка, закрыться в себе, стать запуганным и недоверчивым, безмолвно копить в себе обиды, тревогу, злость на всех, перестать радоваться и превратится в унылого пессимиста.
Другие статьи:
Избавление от страха
Попросить пациента дышать свободно и естественно во время лечебной процедуры вполне соответствует концепции Ференци об «активности». Необходимо дать пациенту возможность осознать ригидность мышц и неестественность своего состояния. Ригидн ...
Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте.
Дети с задержкой психического развития приходят к школе с теми же особенностями, которые характерны для старших дошкольников. В целом это выражается в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действительности у ...
Особенности агрессивности в подростковом возрасте
Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с XX века он привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических о ...