Влияние тревожности за ребенка во время беременности

Страница 2

Дети матерей первой группы в раннем неонатальном периоде имеют тенденцию к угнетению центральной нервной системы. По профилю угнетения-раздражения в первой группе средняя оценка соответствует легкому угнетению центральной нервной системы.

Во второй группе у детей средняя оценка соответствует балансу угнетения и раздражения.

Таким образом, можно предположить, что в первой группе на состояние новорожденных детей свое влияние оказывали как патология беременности, так и тревога беременных женщин.

В основной группе дети характеризуются эмоциональной неустойчивостью. Если хотя бы один из родителей (особенно мать) имеет неустойчивое эмоциональное состояние, то такой ребенок подвергается риску возникновения проблем, связанных с нарушениями в эмоциональной сфере, формированием небезопасной привязанности, снижением уровня функционирования в познавательной сфере. К эмоциональной неустойчивости были отнесены следующие характеристики: частая смена настроения, частый плач, преобладание отрицательного эмоционального состояния. Причем, если в один месяц достоверных различий между группами не выявлено, то в три месяца в первой группе эмоционально неустойчивых детей было 27,5%, к шести месяцам увеличилось до 33,0%. В группе сравнения в три и шесть месяцев таких детей не было вообще.

Влияние тревоги во время беременности на проявления эмоциональной неустойчивости находит свое подтверждение во многих литературных источниках. Накоплены факты, свидетельствующие о том, что поведение матери во время беременности, ее эмоциональные стрессы служат причиной возникновения различных форм детской психопатологии (неврозы, тревожные состояния и др.), отставания в умственном развитии и других форм патологических состояний[7].

Выявлено, что в первой группе у детей прослеживаются нарушения ночного сна. Так, достоверно больше детей основной группы засыпают медленно и спят беспокойно (Приложение 1, 2).Причем с возрастом у них наблюдается ухудшение качества сна, во второй же группе – улучшение. Это видно из приведенных ниже сравнительных таблиц сна.

Как следует из данных литературы, в происхождении расстройств сна у детей раннего возраста играют роль несколько факторов. Особое место среди причин, приводящих к расстройствам сна в раннем возрасте, занимают острые и хронические психотравмы. К нарушениям засыпания и частым пробуждениям у детей приводят постоянные конфликты, происходящие в семье в вечерние часы, незадолго до момента отхода ребенка ко сну. В большинстве своем – это ссоры между родителями, в том числе и за право контроля над поведением детей. Для нарушения сна имеют значение психотравмируюшие обстоятельства, связанные с переживанием резкого испуга, боязнью одиночества, замкнутого пространства и т.д[9].

Психомоторное развитие – один из важных показателей состояния здоровья детей раннего возраста. Его уровень позволяет судить о качестве окружающей среды, характере педагогической работы и о других факторах.

Оценка психомоторного развития проводилась по шкале Л.Т. Журбы и Е.А. Мастюковой[10]. Нами выявлено, что средние оценки психомоторного развития у детей матерей основной группы ниже, чем у детей матерей группы сравнения. Таким образом, выявлена тенденция к отставанию в показателях психомоторного развития детей основной группы. Причем отставание прослеживается на протяжении всех наблюдаемых нами возрастных периодов (Приложение 3).

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Лурия Александр Романович (1902-1977)
Александр Романович Лурия родился 16 июля 1902 г. в Казани в семье врача. После окончания гимназии он поступил в Казанский университет на факультет общественных наук. После окончания университета в 1921 г. он занимался экспериментальной ...

Уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Отношения в семье
Каждая семья - это целый мир, кажущийся маленькому человеку простым и ясным, здесь его окружает тепло и забота. К сожалению, этот мир не ребёнок выбирает, он дан ему судьбой. Здесь господствует не только природное, но и социальное - неред ...

Первая любовь
Отношения между представителями мужского и женского пола существовали всегда, еще в детском саду возникает интерес к противоположному полу. А что уж говорить о подростковом возрасте, когда ребенок развивается и морально и физиологически. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru