Определение классификация и функции конфликта
Все это свидетельствует о том, что конфликт — это функционально противоречивое явление, а соотношение его положительных и отрицательных функций всегда должно рассматриваться конкретно.
Таким образом, и в этом случае мы сталкиваемся с функциональной противоречивостью конфликта – не все, что идет на пользу развития более широкой социальной системы, является функциональным для составляющих ее элементов,
Однако, несмотря на всю релятивность оценок функций конфликта, по своему смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы:
1) конструктивные (положительные) функции конфликта;
2) деструктивные (отрицательные) функции конфликта.
Общие конструктивные функции конфликта:
•выявление и устранение противоречий в функционировании коллектива, скрытых в спокойное время, обозначение нерешенных проблем;
• создание и поддержание баланса сил (в том числе власти, каждый участник имеет возможность оценить свое реальное влияние на ситуацию в коллективе);
• социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей (становится ясна действительная ценность норм, за которые люди готовы бороться);
• создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;
•более глубокое познание участниками конфликта друг друга, установление неформальной иерархии в группе или обществе;
•снятие синдрома покорности у подчиненных;
• активизация социальной жизни;
• содействие сплочению группы перед внешней опасностью.
Деструктивные функции конфликтов на общем уровне:
большие материальные и эмоциональные затраты на участие в конфликте, возможны даже насилие и гибель людей;
значительное ухудшение настроения участников, возможны болезни;
разрушение межличностных отношений, общее нарушение системы отношений;
ухудшение качества совместной деятельности, снижение дисциплины;
возникновение стереотипного представления о побежденных группах и людях, как о врагах;
снижение сплоченности группы;
ухудшение социально-психологического климата, увольнение сотрудников.
Таковы основные дисфункциональные последствия конфликта, которые (так же, как и функциональные последствия) между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительный характер. Здесь уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Победа одного чаще всего означает поражение другого.
Другие статьи:
Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельно ...
«Потребительский интеллект — актуальная национальная задача»
Автоматизм, в первом приближении, изменяем. Этот концепт элиминирует концепт «нормального», однако апперцепция фундаментально аннигилирует оппортунический онтогенез речи, это обозначено Ли Россом как фундаментальная ошибка атрибуции, кото ...
Оценка мышления младшего школьника
У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. При решении мыслительных задач они опираются на реальные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. Процесс обучения быстро ст ...