Феномен депрессии
В настоящее время имеющиеся данные наиболее согласуются с общей идеей о том, что многие гендерные различия в личностном и поведенческом стиле, уже существующие в детстве, оказывают влияние на возникающие проблемы отрочества так, что приводят к повышению риска развития депрессии у девочек-подростков.
Депрессивными расстройствами в свое время интересовался З. Фрейд [9]. В своей классической статье "Печаль и меланхолия" (1917) он отметил важное сходство, существующее между симптомами клинической депрессии (так иногда называют дистимию) и симптомами, наблюдаемыми при оплакивании потери близких. Фрейд также отмечал, что депрессия может развиваться в ответ на воображаемую или символическую потерю. Однако Фрейд отмечал различие между печалью и депрессией, говоря, что депрессивные люди обладают более низкой самооценкой и более самокритичны.
Многие авторы придерживались поведенческих теорий депрессии. Например, Ферстер (1973) утверждал, что депрессию можно приравнять к состоянию гашения позитивного подкрепления, то есть к состоянию, при котором реакции индивида больше не приводят к позитивному подкреплению [9]. Эту модель развил Левинсон (1974) и предположил, что депрессия может возникать тогда, когда поведение индивида больше не влечет за собой привычного подкрепления или вознаграждения, например, потеря работы. Неудачи, связанные с попытками получить позитивное подкрепление ведут к сокращению усилий и активности, что еще больше подрывает шансы успешно справиться с проблемной ситуацией [9].
Одной из самых ярких теорий депрессий, появившихся за последние 30 лет, была теория Аарона Бека. В то время как наиболее заметными симптомами депрессии единодушно считались аффективные или связанные с настроением, Бек предположил, что предварять и порождать их часто могут именно когнитивные симптомы, а не наоборот [9]. Это значит, что если вы думаете о себе как о неудачнике, то нет ничего удивительного в том, что эти мысли приведут к депрессивному состоянию.
Считается, что приводящие к депрессии убеждения развиваются в детском и подростковом возрасте в результате общения с родителями и другими значимыми взрослыми. Однако Бек показал, что действия текущих стрессоров возбуждают существующие паттерны мышления, порождая паттерн негативного автоматического мышления – мысли, которые зачастую возникают под порогом сознания и подразумевают неприятные пессимистические прогнозы. Обычно эти пессимистические прогнозы сосредотачиваются в трех направлениях, которые Бек называет негативной когнитивной триадой: негативные мысли о себе, негативные мысли о собственных переживаниях и негативные мысли о будущем [9].
Также депрессия может сопровождать некоторые расстройства личности [6]. Например, люди с зависимым расстройством личности периодически испытывают сильную тревогу, когда ощущают напряженность отношений с человеком, от которого они зависят (считают, что сами они беспомощны и от другого человека зависит их выживание и счастье). Если такой человек исчезает, то люди с таким расстройством способны погрузиться в глубокую депрессию. Также считается, что подобная потребность в другом человеке может быть продиктована глубинным убеждением в полном собственном одиночестве.
Другие статьи:
Психологические закономерности ведения деловой беседы
Посредством деловой беседы реализуется стремление одного человека или группы людей к
действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы. В мире бизнеса или политики ...
Структура психотерапии
Под структурой понимается набор формальных характеристик, описывающих психотерапию:
1. Используемый подход (модальность): психодинамический, поведенческий, когнитивный, экзистенциально-гуманистический, системный. Внутри каждого из них ес ...
Влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе
В подростковом возрасте происходит формирование личности как члена общества; целостного взгляда на мир, общество и человека; освоение различных социальных ролей (общественных, профессиональных, семейно-бытовых). Группа сверстников играет ...