Экологический кризис и психология
Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим экологическим сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознание экоцентрического типа.
Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.
Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.
Причины экологического кризиса рассматриваются в двух аспектах:
а) Объективные причины кризиса
-
государство уже давно установило монополию на природные ресурсы и ресурсы средства производства. Указ Президента РФ ''О Федеральных природных ресурсах'' от 16.12.94 г. установил, что федеральные ресурсы включают в себя множество земельных участков, местонахождения полезных ископаемых, водные объекты и другие ресурсы. Эта перспектива дает аппарату право влиять беспрепятственно на проценты использования природных благ.
- Огромный ущерб был нанесен ресурсам во время тоталитарного правления. Вожди СССР хотели показать, что у нас добывается больше всего природных ресурсов (нефти, угля, металла), хотя это было совершенно неэкономно и нецелесообразно. В наше время западные страны приняли курс на улучшение экологической среды, поэтому на первое место вышли не добывающие, а перерабатывающие промышленности. В нашей стране данный принцип не практикуется, поэтому ресурсы продолжают убывать с огромной скоростью. При добыче одних природных ископаемых нарушается структура и свойства других, например, при добыче глины нарушается почвенный слой - дерн, который должен переносится на другое место. А, так как за этим должно следить государство, то этого не происходит.
б) Субъективный критерий проявляется в трех аспектах.
- Гонка вооружения. Это видно на фоне других стран, тратящих бюджетные фонды на образование, культуру и экологию. Россия же почти весь век копила оружие и технику, тратя на это огромные средства, которые могли быть затрачены на исследовательские работы, разработку систем фильтрования предприятий, образовательные центры в области экологии.
-Нерациональное использование государственных средств говорит о том, что бюджеты, принимаемые государством и органами власти на местах, неправильно построены, так как распределяют на сферу экологии ничтожные средства. Если сравнить с другими странами большой восьмерки, то в них на развитие экологической науки и нужд охраны природы тратится значительная часть бюджета. Это приводит к тому, что, хотя и говорится об улучшении очистительных технологий по западному образцу на предприятиях, на практике не осуществляется из-за отсутствия средств.
- Экологическое невежество. Хотя Закон "Об охране окружающей среды" гласит, что в целях повышения экологической культуры общества, устанавливается система всеобщего воспитания, в жизни много граждан просто не замечают, как засоряют окружающую среду. (Различные предприятия, имея средства для приобретения очистительных технологий, не считают нужным тратить на это деньги, нарушая закон).
Другие статьи:
Факторы, способствующие развитию аддиктивного
поведения
Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния (Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В., 2000 г.)
Под биологическими
предпосылками подразумевается определенный, своеоб ...
Функции, компоненты, свойства речи
Человеческая речь выполняет в процессе общения несколько функций:
· сообщение - обмен мыслями и информацией между людьми;
· выражение - человек высказывает своё отношение к чему-либо (при этом речь часто имеет эмоциональную окраску);
· ...
Психофизиологическая совместимость партнёров
Наличие у человека полноценных психологических контактов - важное условие стабилизации и развития личности. Психологическая дисгармония часто выражается в виде отчуждения брачных партнёров, напряжённой атмосферы столкновений и конфликтов ...