Экологический кризис и психология

Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим экологическим сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознание экоцентрического типа.

Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.

Причины экологического кризиса рассматриваются в двух аспектах:

а) Объективные причины кризиса

-

государство уже давно установило монополию на природные ресурсы и ресурсы средства производства. Указ Президента РФ ''О Федеральных природных ресурсах'' от 16.12.94 г. установил, что федеральные ресурсы включают в себя множество земельных участков, местонахождения полезных ископаемых, водные объекты и другие ресурсы. Эта перспектива дает аппарату право влиять беспрепятственно на проценты использования природных благ.

- Огромный ущерб был нанесен ресурсам во время тоталитарного правления. Вожди СССР хотели показать, что у нас добывается больше всего природных ресурсов (нефти, угля, металла), хотя это было совершенно неэкономно и нецелесообразно. В наше время западные страны приняли курс на улучшение экологической среды, поэтому на первое место вышли не добывающие, а перерабатывающие промышленности. В нашей стране данный принцип не практикуется, поэтому ресурсы продолжают убывать с огромной скоростью. При добыче одних природных ископаемых нарушается структура и свойства других, например, при добыче глины нарушается почвенный слой - дерн, который должен переносится на другое место. А, так как за этим должно следить государство, то этого не происходит.

б) Субъективный критерий проявляется в трех аспектах.

- Гонка вооружения. Это видно на фоне других стран, тратящих бюджетные фонды на образование, культуру и экологию. Россия же почти весь век копила оружие и технику, тратя на это огромные средства, которые могли быть затрачены на исследовательские работы, разработку систем фильтрования предприятий, образовательные центры в области экологии.

-Нерациональное использование государственных средств говорит о том, что бюджеты, принимаемые государством и органами власти на местах, неправильно построены, так как распределяют на сферу экологии ничтожные средства. Если сравнить с другими странами большой восьмерки, то в них на развитие экологической науки и нужд охраны природы тратится значительная часть бюджета. Это приводит к тому, что, хотя и говорится об улучшении очистительных технологий по западному образцу на предприятиях, на практике не осуществляется из-за отсутствия средств.

- Экологическое невежество. Хотя Закон "Об охране окружающей среды" гласит, что в целях повышения экологической культуры общества, устанавливается система всеобщего воспитания, в жизни много граждан просто не замечают, как засоряют окружающую среду. (Различные предприятия, имея средства для приобретения очистительных технологий, не считают нужным тратить на это деньги, нарушая закон).

Другие статьи:

«Экзистенциальный архетип: основные моменты»
Психе традиционно начинает групповой бихевиоризм, следовательно тенденция к конформизму связана с менее низким интеллектом. Лидерство косвенно. Сознание интегрирует когнитивный эгоцентризм, в частности, "тюремные психозы", индуц ...

Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка
Тревожность — одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской работе мы обязательно встретим ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого поня ...

Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта
Выявленные нами особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта говорят о необходимости целенаправленной работы учителя по формированию познавательной мотивации. Целью формирующего эксперимента явило ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru