Методы диагностики мотивации учащихся

Материалы » Диагностика и развитие мотивации у учащихся » Методы диагностики мотивации учащихся

Страница 1

Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к школе. Для успешной работы очень важно иметь представление о степени умственного и речевого развития, сенсорного развития, развития наблюдательности, памяти и воображения будущих первоклассников. Не менее важно оценить запас знаний ребенка, его отношение к школе, к сверстникам и взрослым. Наиболее существенным для педагогической деятельности является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, уровня развития устной речи, состояния зрительного восприятия, состояния моторики.

Выявление умения передавать форму фигуры, умение рисовать прямолинейные отрезки и углы, оценку твердости; определение умения ориентироваться на плоскости, пересчитывать клетки; выявление умения выбирать и выполнять операции сложения и вычитания, правильное понимание текста задач; выявление понимания терминов «внутри» и «вне»; выявление умения сравнивать; выявление умения классифицировать, находить признаки; обследование состояния моторики, умение копировать заданный образец; определение фонематического слуха.

После проведения диагностики анализируются полученные результаты, принимаются меры по регулированию и коррекции.

Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

· тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);

· диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;

· диагностика индивидуальных способностей учащихся;

· тестирование самооценки своих способностей.

Работу по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития проводят поэтапно:

1-й этап – сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности);

2-й этап – диагностика;

3-й этап – сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьной неуспешности;

4-й этап – выбор средств для совершенствования учебной деятельности.

Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:

· прежде всего надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;

· подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;

· формированию учебной мотивации способствуют занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры;

· контроль используется как средство мотивации учащихся.

Тест – наиболее удобная форма проверки качества знаний учащихся. Технология обработки результатов заключается в следующем: отслеживание фактического усвоения учебного материала проводится на уровне поэлементного анализа. Если проверочный элемент выполнен 70% учащихся класса, считается, что элемент усвоен на базовом уровне. Более наглядно выглядит такой способ оценки качества знаний учащихся, выполненный графически.

Учащиеся относятся к тестированию очень серьезно. Диагностика уровня знаний на основе мониторинга показывает повышение уровня обученности учащихся.

Также важен мониторинг индивидуальных достижений учащихся, которые могут служить основой портфолио ученика школы, которое в большей степени, чем традиционное, нацелено на выявление:

· объективно существующего уровня владения умениями и навыками;

· пробелов в подготовке;

· трудностей усвоения;

· уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;

· положительных моментов учения;

· интереса к предмету;

· развития мыслительной деятельности;

· критического отношения к учебной деятельности

Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул).

К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:

· новизна информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;

· демонстрация незавершенности теоретических знаний. Учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний.

· Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии
Существуют различные периодизации развития человека как субъекта труда. Одной из самых известных в отечественной психологии является периодизация, предложенная Е.А.Климовым [2, с. 162-172]. Допрофессиональное развитие 1. Стадия предыгры ...

Технологические подходы к развитию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Говоря о технологических подходах к развитию социальных эмоций, рассмотрим определение технологии. Технология - совокупность наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций системы, направленных на повышение эффекти ...

Психологические особенности юношеского возраста
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что д ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru