Основные подходы к изучению процесса адаптации

Страница 9

§ собственно психический,

§ социально-психологический

§ и психофизиологический.

Социально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе - профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения.

Важным в контексте данного исследования представляется понятие жизненного потенциала, используемое в работах В.И. Медведева. Автор рассматривает его как "интегральное свойство сохранять свою биологическую и духовно-психологическую жизнеспособность и осуществлять преобразующую деятельность, направленную на продвижение к общей цели".

Современные научные представления о феномене адаптации послужили основанием для формулировки рабочего понятия "социально-психологическая адаптация".

Социально-психологическая адаптированность - динамическое понятие, которое максимально тесно соприкасается с понятием свойства адаптивности и заключается в способности к построению продуктивных систем взаимодействия. Такая способность отражается в стратегиях поведения, используемых адаптантами в процессе социально - психологической адаптации. Н.Н.Мельникова предложила классификацию, построенную на трёх основаниях: контактность, активность, направленность изменений. Последовательно трижды производя дихотомическое деление, можно теоретически сформировать 8 стратегий поведения.

направленность вовне

направленность вовнутрь

Активный Контактный (преобразование)

1.Активное изменение среды "Стратегичя кузнеца и воина"

2.Активное изменение себя "Стратегия человека, высекающего себя из камня"

Активный Избегающий (уход)

3. Активный уход из среды и поиск новой "Стратегия перелетной птицы"

4.Уход от контакта со средой и погружение во вниутренний мир "Стратегия улитки"

Пассивный Контактный (репрезентация-подчинение)

5.Пассивная репрезентация себя "Стратегия ручья и камня"

6.Пассивное подчинение условиям среды "Стратегия хамелеона"

Пассивный Избегающий (выжидание)

7.Пассивное выжидание внещних изменений "Стратегия паруса, ожидающего ветра"

8.Пассивное ожидание внутренних изменений "Стратегия созревающего яблока"

Сочетание стратегий в индивидуальном поведении определяет стиль адаптации личности. Различные стратегии преследуют далеко неодинаковые цели, во многом противоречивые и даже иногда взаимоисключающие. В зависимости от степени продуктивности, все возможные исходы можно разделить на четыре группы:

1. Способствует усовершенствованию и развитию обеих взаимодействующих систем, или хотя бы одной из них, при этом, не нарушая функционирования другой.

2. Обеспечивает сохранение целостности личности или социальной структуры при угрозе её нарушения.

3. Не приводит к каким-либо существенным изменениям.

4. Приводит к деструктивным последствиям: разрушению, нарушению функционирования, снижению исходного уровня организации хотя бы одной из сторон.

Адаптированность по внутреннему и внешнему критериям обеспечивается разным набором стратегий поведения. Так, для достижения адаптированности по внутреннему критерию наибольшее значение играют стратегии, направленные на изменение среды; для адаптированности по внешнему критерию - стратегии, направленные на внутренние изменения.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Понятия «агрессия» и «агрессивность», основные теоретические подходы
Агрессия - это сложный, многоуровневый феномен, в отношении которого не существует общепринятого мнения: посредством него обозначают разнообразные по целям, механизмам, методам и результатам индивидуальные и групповые воздействия людей. П ...

Интимно-сексуальная совместимость партнёров
Известно, что гармония сексуальных отношений, взаимная любовь и прочная семья являются одной из основ физического и психического здоровья человека. Факты современной жизни убедительно свидетельствуют о том, что отсутствие у супругов знани ...

Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельно ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru