Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при нарушенном зрении
А.Г. Литвак и Ф. Н. Шемякин быстрое забывание усвоенного материала объясняют не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых слепые могут получить только вербальное знание. Имеются многочисленные факты, свидетельствующие о том, что образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к угасанию.
Установлено также, что сохранность представлений зависит от остроты зрения. У незрячих и слабовидящих детей наблюдается высокая степень сохранения усвоенного материала в долговременной памяти. Этот факт объясняется двумя причинами 1) наименьшей сохранностью материала в кратковременной памяти; его быстрым переводом в долговременную память; 2) процессом отбора материала в долговременную память. У слепых и слабовидящих в долговременную память переводится лишь то, что для них имеет более существенное значение в учебе, работе и жизни.
Узнавание и воспроизведение также имеют у слепых и слабовидящих свои особенности.
Так, в экспериментах М.И. Земцовой обнаружилось, что правильность узнавания у слабовидящих, по сравнению с частичнозрячими, возрастает примерно в 1,5 раза. Трудности при узнавании объясняются формированием слабо дифференцированных, фрагментарных образов у слепых и слабовидящих; трудностями, испытываемыми при выделении наиболее существенных сторон и свойств предметов и явлений окружающего мира [20, с.62].
Характерным для слепых и слабовидящих является также неспецифическое узнавание (опознавание объектов как ранее воспринимавшихся по второстепенным, несущественным, неспецифическим признакам), то есть дети с нарушениями зрения испытывают трудности при выделении существенных, специфических признаков.
Узнавание как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается у слепых и слабовидящих так же, как и в норме, постепенно и зависит от чувственного опыта. Ограниченность последнего при нарушениях функций зрительного анализатора замедляет развитие этого процесса.
Исследования А.И. Зотова, Т.Н. Головиной, направленные на изучение процессов памяти детей с нарушениями зрения, показывают, что в процессе обучения восприятию различных модальностей, при выработке умения выделять существенные признаки и сопоставлять их, процесс узнавания у слепых и слабовидящих претерпевает серьезные качественные и количественные изменения и приближается к норме.
Воспроизведение в отличие от узнавания требует более полного запечатления и сохранения ранее воспринятого. У слепых и слабовидящих отмечается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала. На качестве этого процесса сказываются недостатки запоминания и сохранения, которые уже отмечались. Однако А.Г. Литвак, М.И. Земцова, А.И. Зотов и ряд других авторов предполагают, что замедленное воспроизведение слепых объясняется еще и особенностями высшей нервной деятельности, а именно, некоторым преобладанием тормозного процесса.
Таким образом, важнейшим условием успешного запоминания, сохранения, воспроизведения является качество и характер материала.
Произвольное и непроизвольное запоминание в значительной мере зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.
М.И. Земцова указывает, что при исследовании, направленном на изучение произвольного запоминания и логической памяти детей с нарушениями зрения выявилось слабое запоминание и сохранение в памяти опорных слов в связи с недостатками наглядно-действенного опыта; недостатки чувственного опыта, бедность представлений этих детей оказывают также отрицательное влияние на развитие произвольной и логической памяти.
А.И. Зотов также указывает на недостатки логической памяти, однако отмечает, что, несмотря на недостаточный уровень развития логической памяти, запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекает у детей с нарушениями зрительной функции успешней, нежели материала, не связанного смысловыми отношениями.
В своих исследованиях М.Ф. Носова и Т.А. Подугольникова выделили самый ранний приём запоминания зрительной информации - её перевод благодаря открытой или внутренней вербализации в слуховую память, в которой она сохраняется путём повторений. Эти же специалисты, изучая использование мнемических приёмов старшими дошкольниками, отметили, что дети часто прибегают к механическим приёмам запоминания. Исследователи объясняют это результатом недостаточной осмысленности запоминаемого материала. В этот возрастной период отмечаются также случаи применения логических приёмов запоминания детьми старшего дошкольного возраста. Однако исследования Л.П. Григорьевой показывают, что в младшем школьном возрасте у детей всё ещё возникают сложности группировки слов по смыслу. В.А. Лонина утверждает, что с возрастом смысловое (логическое) запоминание начинает преобладать над механическим.
Другие статьи:
«Потребительский интеллект — актуальная национальная задача»
Автоматизм, в первом приближении, изменяем. Этот концепт элиминирует концепт «нормального», однако апперцепция фундаментально аннигилирует оппортунический онтогенез речи, это обозначено Ли Россом как фундаментальная ошибка атрибуции, кото ...
Авторитаризм, авторитарность, авторитарная личность, характеристика
авторитарного типа поведения в межличностных отношениях
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Авторитаризм присущ власти и по ...
Коммуникативная компетентность. стратегии, тактики, виды общения
Коммуникация
— процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Что ...