Формирование зрительной образной памяти у детей дошкольного возраста

Материалы » Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения » Формирование зрительной образной памяти у детей дошкольного возраста

Страница 3

К началу раннего дошкольного детства складывается долговременная память (зрительная образная память). Первоначально образы дошкольников расплывчаты и схематичны, но уже к старшему дошкольному возрасту они становятся более осмысленными и дифференцированными, что способствует обобщению и систематизации образов. Психологи отмечают (А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина и др.), что наибольшее развитие образной памяти приходится на дошкольный и младший школьный возраст.

К 6-7 годам дети способны применять приёмы логического запоминания. Однако, по мнению А.А. Смирнова и Д.Б. Эльконина, вплоть до младшего школьного возраста ведущей памятью детей является образная.

Когда речь идет о памяти 5-6-летних детей и ее формировании, то нельзя упускать из виду ее особенности, связанные с полом ребенка (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько). Исследования последних лет свидетельствуют о том, что у мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, в частности, что у девочек значительно быстрее осуществляется развитие функций левого полушария, чем у мальчиков. Зато у последних, напротив, именно правое полушарие головного мозга является более действенным в связи с более ранним созреванием его функций.

В настоящее время учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени нежели правое, ответственно за сознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции; правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

Итак, мы рассмотрели основные линии развития памяти ребенка дошкольника. Анализ вышеизложенной информации позволяет говорить о том, что становление памяти имеет определенные закономерности.

Л.С. Выготский указывал на то, что развитие психики аномального ребёнка подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребёнка. Однако наряду с общими закономерностями в развитии аномального ребёнка выявляются и специфические закономерности. По мнению В.И. Лубовского закономерности развития имеют разную меру общности: одни – характерны для всех форм аномального развития, другие – объединяют лишь некоторые, третьи – свойственны одному конкретному дефекту. Основной задачей изучения детей с отклонениями в развитии является определение специфических закономерностей их развития.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Понятие самооценки, ее сущность и виды
Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека является самооценка. Она обусловливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам ...

Темперамент и общение
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей. В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, спец ...

Понятие мотивационной готовности к школе
Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы - проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики посту ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru