Зрительная образная память как вид памяти в работах зарубежных и отечественных ученых
Процесс, обратный сохранению – забывание – невозможность воспроизведения материала. Это связано с затуханием временных связей в коре головного мозга. З. Фрейд связывает забывание с вытеснением из сознания информации неприемлемого содержания. В.А. Крутецкий и Е.И. Рогов сходятся во мнении, что забывание освобождает мозг от избыточной информации. В специализированной литературе описывается временное, частичное, полное (амнезия) и длительное забывание.
Воспроизведение, по определению С.Л. Рубинштейна, это восстановление прежде усвоенного материала путём оживления ранее образованных следов.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что оно может совершаться произвольно и непроизвольно, полно/чётко и частично/расплывчато.
Воспроизведение включает в себя такие процессы как воспоминание, узнавание и припоминание.
Воспоминание рассматривается как воспроизведение образов прошлого, отнесенных к более или менее точно определенному моменту истории жизни.
Узнавание, по представлению В.А. Крутецкого, это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. С.Л. Рубинштейн выделил три ступени узнавания: автоматическое узнавание в действии, чувство знакомости, отождествление.
Припоминание – активный поиск ранее закрепленных образов и выбор адекватного следа из многих возможных (А.Р. Лурия).
В психологической литературе указывается, что все процессы памяти функционируют не изолированно друг от друга, а в тесном взаимодействии.
Исследователи, занимающиеся вопросами памяти, изучали не только ее процессы, но и выделили основные виды памяти.
Таким образом, изучением данной проблемы занимались ряд исследователей, и становится очевидным, что к изучению памяти подходили с разнообразные сторон и направлений.
Другие статьи:
Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания ...
Закон Харди-Вайнберга
Закон Харди-Вайнберга сформулировали в 1908 г. Независимо друг от друга математик Г. Харди в Англии и врач В. Вайнберг в Германии. Закон Харди-Вайнберга гласит, что процесс наследственной преемственности сам по себе не ведет к изменению ч ...
Психологические теории аутизма
По «Справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» под редакцией С.Ю. Циркина:
Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. В качестве психопатологиче ...