Значение интеллектуального тренинга для формирования самоотношения на этапе обучения в ВУЗе

Материалы » Значение интеллектуального тренинга для формирования самоотношения на этапе обучения в ВУЗе

Страница 2

Рис.1 Обобщенная 3-х макроструктурная модель самоотношения

Первая макроструктура «Я

как реальность» характеризует самовосприятие субъектом образовательного процесса себя в реальной действительности профессиональной образовательной среды. Вторая макроструктура «Я

как ценность»- характеризует социально значимые факторы самоотношения субъекта образования и третья макроструктура «Якак возможность» - характеризует мотивационно-прогностические факторы позитивного самоотношения.

Важнейшее положение современной психологии заключается в том, что развитие способностей не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности с ее социальным окружением. Проблема средовой детерминации является на сегодняшний день наиболее острой. Попытки понять и отразить эти взаимодействия представлены в ряде моделей как отечественных, так и зарубежных авторов (Ф. Монкса, АИ. Савенкова, К. Хеллера Л.И. Ларионовой и других). При всех отличиях предложенных моделей авторы единодушны в признании важной роли ближайшего социального окружения, к которым могут быть отнесены семья, школьный коллектив, сверстники. Многие психологи также подчеркивают значение внутренних факторов, влияющих на развитие и реализацию потенциала, к которым относятся личностные особенности, а также Я-концепция личности, ее направленность. Известно, что позитивное отношение подростков к своей личности и способностям является важнейшим условием реализации интеллектуального потенциала. Проблемы связанные с эмоциональными отношениями в учебной группе могут существенно сказаться на представлении подростка о самом себе, своих возможностях. Неблагоприятное положение в референтной группе может стать непреодолимым барьером между потенциальными возможностями личности и путями их реализации. В настоящее время психология рассматривает процесс формирования личности и социальной группы в их диалектическом единстве. С одной стороны, положение ребенка в системе межличностных отношений, особенно в подростковом возрасте, является существенным фактором формирования и развития положительного отношения к себе, с другой - особенности самоотношения обусловливают положение в учебной группе.

Статистически обоснована связь между характером самоотношения и положением в учебной группе. Доказано, что развитие позитивного характера самоотношения способствует оптимизации положения интеллектуально одаренных подростков в учебной группе. Проблемы могут возникнуть из-за того, что талант ребенка вызывает негативную реакцию окружающих, с которой ему трудно справиться. Или, наоборот, окружающие поощряют детей в том, чтобы они считали себя слишком умными для общения с обычными людьми. Кроме того, как полагает К.Г.Юнг опасность неудачи, страх разочаровать родителей могут привести к эмоциональным сдвигам. Существуют также сведения что сензитивность нервной системы является частью интеллектуальной одаренности, что также может осложнять адаптацию в коллективе. Причинами, затрудняющими межличностные отношения одаренных детей, являются также неадекватно высокий уровень притязаний и высокий уровень интернальности, одаренные дети более интерактивны и обладают неадекватно высоким уровнем притязаний, что создает дополнительные проблемы в общении. Большинство одаренных детей хорошо успевают в школе, поэтому имеют высокий статус в системе межличностных отношений по деловому критерию.

А подростки, у которых уровень способностей ниже нормы, так же испытывают затруднения в формировании позитивного самоотношения.

В обоих случаях участие в Ин Тр оказывает положительное влияние. Доверительная обстановка, закрытость группы, правило конфиденциальности и наличие положительной обратной связи благоприятствуют раскрепощению подростка перед коллективом. В таких условиях ему проще показать группе результаты своих действий, не боясь ошибиться. Положительные результаты поощряются, ошибки исправляются – происходит процесс коррекции. Избавившись от комплексов, человек может раскрыть свой потенциал и развивать свои способности, не сдерживаясь. Развитие интеллектуальных способностей в группе формирует позитивное самоотношение.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Современный этап профориентации
Система профориентации складывается из подсистемы, каждая из которых имеет свои задачи. В целом она выходит за рамки задач и возможностей школы и требует включения других её участников – профессионально-технические училищ, ВУЗов, техникум ...

Лояльность нового персонала
Эффективность компании – первоочередная задача менеджмента и условие инвестирования в человеческие ресурсы организации. Такие инвестиции ведут к более высокой удовлетворенности персонала организации и как следствие — к улучшению качества ...

Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте.
Дети с задержкой психического развития приходят к школе с теми же особенностями, которые характерны для старших дошкольников. В целом это выражается в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действительности у ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru