Значение творческих игр для детей дошкольного возраста
Уже имеющиеся представления о развивающем значении развернутой формы игровой деятельности нуждаются в дополнении данными о том, как влияет игра на развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Пока наука не располагает такими конкретными данными. Поэтому следует рассмотреть игровую деятельность с точки зрения последовательного усложнения её строения и проследить возможности и особенности овладения ею детьми на различных возрастных этапах.
Решение этого вопроса требует смыкания психологии и педагогики. В новом типе исследования – психолого-педагогическом, где особенности развития игровой деятельности ребенка изучаются в процессе её активного формирования.
В психологических исследованиях отечественных педагогов-психологов развитие детской игры рассматривалось с точки зрения динамики мотивации и изменения психологического содержания деятельности.
Первый этап развития игры
связан с овладением ребенком специфическими функциями предметов, недоступных ему в его практической деятельности – практическая игра.
Второй этап развития игры
связан с овладением отношениями между людьми, опосредствующими отношение к предмету – ролевая игра.
Третий этап
– выделением скрытых в этих отношениях задач и правил человеческих действий и отношений – игры с правилами – и сдвигом мотива с процесса деятельности на её результат – игра-драматизация и игра-фантазирование.
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру организации, поэтому точная классификация их затруднена.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Разнообразны виды театрализованных игр, которые условно делятся, в зависимости от художественного оформления на:
- театрализованные игры;
- игры с настольным театром;
- фланелеграф;
- теневой театр;
- театр Петрушки;
- игры с марионетками.
Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр.
Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества .
Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление .
Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.
Другие статьи:
Социальная перцепция и межличностное понимание
Перцепция социальная (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел а ...
Значимые отношения личности как фактор обращения к Интернет-коммуникации
Очевидно, что изучение данного процесса представляет собой самостоятельную научную проблему. При этом осуществление необходимого анализа последствий влияния на личность опыта Интернет-коммуникации вне опасности односторонне-негативной тра ...
Физиологические половые различия
Девочки быстрее мальчиков продвигаются к своему взрослому статусу как по морфологическим параметрам, так и по физиологическим функциям, примером чего является их более раннее половое созревание. Сохраняется в отношении развития физиологич ...